Рекомендации

В каких случаях детям и взрослым нужно идти к дефектологу

В каких случаях детям и взрослым нужно идти к дефектологу

 

Распространенным считается мнение, что дефектолог занимается исключительно коррекцией звукопроизношения, то есть «ставит» звуки. В действительности же задачи дефектолога гораздо шире: это и совершенствование слоговой структуры слова, и расширение и обогащение словарного запаса детей, и развитие связной речи, и обучение грамоте, и профилактика и коррекция нарушений письма и чтения. Так как речь относится к высшим психическим функциям человека, то работа дефектолога связана с развитием у детей психических процессов: внимания, слухового восприятия, памяти, мышления, мелкой моторики.

В своей заметке мы попытаемся ответить на вопросы, которые наиболее часто задают родители при беседе с дефектологом (или, как более привычно слышать многим, с логопедом).

— Какие проблемы может помочь исправить логопед?

— Логопед занимается коррекцией следующих речевых нарушений: нарушение произношения звуков (дислалия, дизартрия); нарушение ритма и темпа речи (тахилалия, брадилалия, заикание); нарушение голоса (дисфония, афония — полное отсутствие речи); недоразвитие или утрата речи (алалия, афазия); нарушение письменной речи (дисграфия и дислексия).

— Каковы причины возникновения этих проблем?

— Причины, предрасполагающие к возникновению речевых нарушений, принято делить на две группы: органические (приводящие к нарушениям механизмов в центральном или периферическом речевом аппарате) и функциональные (нарушающие нормальную работу речевого аппарата).

К органическим причинам в первую очередь относится внутриутробная патология, приводящая к нарушению развития плода. Как-то: внутриутробная гипоксия плода, вирусные заболевания, травмы, падения и ушибы матери, несовместимость крови матери и плода, нарушения сроков вынашивания плода, курение, прием алкоголя и наркотических средств, прием лекарственных препаратов (существует ряд препаратов, которые противопоказаны при беременности или должны применяться с осторожностью).

Во-вторых, наследственная предрасположенность и генетические аномалии.

В-третьих, родовые травмы, асфиксия, малая масса тела новорожденного, низкий балл по шкале Апгар.

В-четвертых, заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни: бактериальные и вирусные, нейроинфекции, травмы и ушибы головного мозга, травмы лицевого скелета.

К функциональным причинам речевых нарушений относятся неблагоприятная речевая среда, нехватка внимания со стороны взрослых, дефицит любви и общения — когда родители мало общаются с ребенком, не читают ему сказок.

— Бытует мнение, что заикание может спровоцировать сильный испуг.

— Да, это так. В такой ситуации в первую очередь следует обратиться к неврологу — он назначит медикаментозное лечение, на фоне которого подобные речевые проблемы могут уйти даже без участия логопеда.

— Есть ли какие-либо речевые проблемы, являющиеся вариантом возрастной нормы?

— Если говорить о возрастных нормах формирования звукопроизношения, то они примерно следующие. В возрасте от года до двух лет ребенок овладевает произношением лишь самых простых по артикуляции звуков. Это гласные звуки «а», «о», «э» и губные «п», «б», «м» — именно из них состоят всем известные первые слова: мама, папа, баба.

В возрасте двух-трех лет усваивается произношение ряда других звуков: гласных «и», «ы», «у», согласных «в», «ф», «т», «д», «н», «г», «к», «х» и «й». Появление у детей этих звуков группами не случайно: например, когда ребенку становится доступно понимание поднимания и прижимания кончика языка к верхним резцам, в его речи появляются звуки «т», «д», «н».

К трем с половиной годам формируются свистящие «с», «с'», «з», «з'», «ц». Шипящими звуками ребенок чаще овладевает в четыре — четыре с половиной года. И только лишь к пяти — пяти с половиной годам появляются звуки «р», «р'», «л», «л'».

Следовательно, если в три года ребенок, например, не произносит звук «р» — это абсолютно нормально и никакого повода для беспокойства нет.

— В каких случаях рекомендуется консультация логопеда? Каковы симптомы задержки речевого развития?

— Всем детям в возрасте трех лет обязательно нужно пройти консультацию логопеда. Важно отметить, что формирование речи идет до трех лет, и до этого возраста речевой диагноз не выставляется. С трех же лет, когда сформированы многие звуки, мы уже можем судить о речевом развитии ребенка. Например, в три с половиной года ребенок заменяет звук «к» на звук «т» — вместо «Катя» говорит «Татя». В такой ситуации уже нужно обращаться к логопеду и «ставить» звуки.

Консультация специалиста необходима, если в полтора года ребенок не использует в речи даже отдельные слова и слоги, в два года в его речи отсутствуют фразы, речь невнятна, односложна. После трех лет нарушено произношение многих звуков, нарушен темп речи (слишком быстрая или замедленная, заикание), малыш не может составить простое предложение, часто путает окончания, его словарный запас менее 30 слов. С четырех лет нарушено произношение многих групп звуков, очень бедный словарный запас, ребенок использует в общении только короткие фразы, в его речи много грамматических ошибок. С семи лет — если отмечаются нарушения чтения и письма.

Большинство родителей считает, что если в два года ребенок не говорит или его речь невнятна, то причин для беспокойства нет и со временем все само по себе нормализуется. Но такое отношение к проблеме задержки речевого развития может отразиться на интеллектуальных способностях ребенка, его умении общаться в коллективе. Своевременная диагностика задержки речевого развития на любом из этапов формирования речи — это первый шаг на пути к выздоровлению. Иногда можно услышать: ребенок до пяти лет молчал, а потом как заговорил. Увы, чаще всего это из области фантастики.

Если вы обнаружили у своего ребенка любой из вышеперечисленных признаков задержки речевого развития, необходимо проконсультироваться у специалиста: в первую очередь у невролога, который назначит дополнительное обследование и при необходимости назначит занятия с логопедом.

Обратите внимание: всю необходимую диагностику можно пройти за один прием, но иногда ребенку необходимо время, чтобы привыкнуть к логопеду. Дело в том, что иногда, видя чужого человека, ребенок замыкается, и логопед делает вывод, что он «не говорит», а это может быть просто реакцией на постороннего человека. В такой ситуации может понадобиться дообследование ребенка, и это не должно быть поводом для беспокойства родителей.

— Какие могут быть последствия, если вовремя не принять меры?

— Если своевременно не принять должные меры к исправлению речи, у ребенка возникают серьезные проблемы в общении со сверстниками и взрослыми и как следствие — развитие всевозможных комплексов, препятствующих обучению, раскрытию умственного и творческого потенциала, снижается качество жизни.

— Существуют ли возрастные рамки, когда решать проблему уже поздно? Можно ли упустить момент?

— Решать проблему не поздно никогда. Самое главное — обратиться к специалисту. Конечно, чем раньше начато лечение, тем больше шансов на успешное выздоровление.

Логопед начнет работу по формированию словарного запаса, слоговой структуры и фразы. В направления работы специалиста входят пальчиковые игры, ежедневная гимнастика, ритмичные упражнения под музыку, упражнения по формированию звукоподражания и пр. Если есть вялость и ограничение подвижности органов артикуляции, нужно подключать логопедический массаж. При необходимости невролог может назначить физиотерапию.

Еще один важный момент: ребенку необходима речевая среда. Если ребенок с задержкой речевого развития находится дома с мамой, с бабушкой, то этого недостаточно. Дети должны общаться между собой в детском коллективе, с воспитателем, с логопедом, с психологом и т.д. Детям, у которых в три года была обнаружена речевая патология, рекомендуется посещать детский сад, в котором есть логопедическая группа.

— Обязательна ли именно логопедическая группа? Или ребенок может посещать обычный детский сад, но при этом заниматься с логопедом?

— В идеале желательно, конечно, посещение логопедической группы. Да, к сожалению, по тем или иным причинам не у всех есть возможность попасть в такую группу. В такой ситуации это могут быть групповые или индивидуальные занятия с логопедом. Любые занятия приветствуются. И чем больше их будет, тем лучше для самого ребенка.

— Что могут сделать сами родители?

— Родители обязательно должны интересоваться, как проходят занятия, как ребенок усваивает программу. Им стоит поприсутствовать на занятиях, чтобы логопед объяснил принцип работы, обучил их основам артикуляционной гимнастики (комплекс упражнений для развития мышц артикуляционного аппарата: губ, щек, челюсти, языка и нёба). Так как гимнастику эту требуется выполнять минимум два-три раза в день, помощь родителей незаменима. Ребенок выполняет зарядку перед зеркалом, чтобы видеть свою артикуляционную позу, а родитель проверяет правильность и точность упражнений.

Кроме того, родители должны следить за выполнением рекомендаций для домашних занятий. Как правило, занятия с логопедом проходят два-три раза в неделю по 20−30 минут, и этого недостаточно. Если родители сами будут активно участвовать в развитии речи ребенка, процесс пойдет намного быстрее. Когда мы занимаемся с логопедом, должна быть непрерывная цепочка: родитель-логопед-ребенок. Если где-то связь прерывается, автоматически замедляется и процесс коррекции речевого нарушения.

— Есть мнение, что не стоит сюсюкаться с детьми, то есть надо говорить не «би-би», а машина. Верно ли это суждение?

— Да, ребенок должен слышать правильную речь, не надо разговаривать с ним на другом языке. Если это машина, то это машина. Ребенок сам в своей речи может заменять слово «машина» словом «би-би», и тогда родитель говорит: да, правильно, машина. То есть родитель соглашается с ребенком и в то же время говорит слово так, как оно звучит правильно. Самим родителям, действительно, полезно избегать неправильной речи.

— Существует ли профилактика логопедических проблем?

— По мнению многих специалистов, начало целенаправленной работы по формированию правильного звукового произношения помогает предотвратить появление многих нарушений речи. Например, артикуляционная, дыхательная гимнастика и развитие мелкой моторики. Гимнастика показана детям от двух лет для профилактики нарушений звукопроизношений и для детей более старшего возраста для коррекции нарушенной речи. Проводить артикуляционную гимнастику следует по 3−5 минут, как мы уже говорили, не менее двух-трех раз в день.

 

— Возможно ли исправить какие-либо дефекты речи, упущенные в детские годы, уже во взрослом возрасте?

— Возможно. В любом возрасте возможно исправить любое звукопроизношение, каким бы оно ни было. Например, исправление картавости. Конечно, взрослому человеку сложнее помочь избавиться от проблемы, ведь за определенное количество лет его язык уже привык так говорить, поэтому требуется долгая и кропотливая работа, связанная с перетяжкой мышц. Для полного устранения дефекта нужна комплексная реабилитация, во время которой человеку предстоит заново пройти все этапы речевого, физического и психического развития. Скорее всего, придется пройти несколько курсов логопедического массажа и занятий.

— А заикание?

— Да, возможно. Но здесь причина проблемы неврологическая, поэтому без невролога не   обойтись.

— Что можно посоветовать для профилактики речевых нарушений во взрослом возрасте?

— Не перегружать голосовые связки криком и визгом. Бросить курить. Сократить риск инсульта — вести здоровый образ жизни, выполнять регулярные физические упражнения, контролировать уровень сахара в крови, уровень холестерина, поддерживать нормальное артериальное давление и т.д.

При наличии необычных симптомов со стороны нарушения речи следует незамедлительно обратиться к врачу — не стоит ждать, что все пройдет само собой.

Будьте здоровы!

свернуть

Ресурсный центр по оказанию комплексной помощи детям с аутистическими нарушениями

Ресурсный центр по оказанию комплексной помощи детям с аутистическими нарушениями

 

В Бресте работает первый в области ресурсный центр по оказанию комплексной помощи детям с аутистическими нарушениями

Ресурсный центр, который открылся в 2022 году на ул. Куйбышева, 72, предназначен для детей с аутистическими нарушениями. Здесь постарались организовать комфортное для ребят пространство, где им будут помогать адаптироваться к окружающему миру.

 

- Наша основная задача – оказание коррекционно-педагогической помощи детям с аутистическими нарушениями, а также консультационная и психологическая поддержка родителей, воспитывающих таких деток. Кроме того, мы планируем оказывать методическую помощь педагогам, которые работают с детьми с аутизмом, – рассказала директор вспомогательной школы Людмила Денисевич.

 

 

Для проведения коррекционной работы в ресурсном центре обустроен сенсорно-динамический зал со специальными качелями и платформами, комнаты со световым и акустическим оборудованием. На втором этаже разместились учебные классы и конференц-зал, также работают кабинеты биофитбэка, Томатис-терапии, арт-терапии и лего-кабинет. С ребятами занимаются психолог, дефектолог, арт-терапевт. Сотрудники также обучают педагогов и консультируют родителей, которые воспитывают детей с аутизмом.

На данный момент заниматься в центре на постоянной основе могут 35 детей, но планируется, что со временем их количество увеличится до 40-50 человек.

Уважаемые родители!

При необходимости вы можете самостоятельно обратиться в ресурсный центр по оказанию комплексной помощи детям с аутистическими нарушениями государственного учреждения образования «Специальная школа №1 г.Бреста»

 

Руководитель:

заведующий ресурсным центром

Денисевич Ольга Григорьевна

Тел.50-75-67

Информация об оказываемых услугах:

  • Консультации специалистов
  • Занятия с учителем-дефектологом
  • Занятия с логопедом
  • Сенсорная интеграция
  • Арт-терапия
  • БОС (биологическая обратная связь)
  • Метод ТОМАТИС

Контактная информация:

г. Брест

ул. Куйбышева, 72

Телефон: (80162)50-75-67

(80162)51-14-29

(80162) 55-43-89

(80162)25 06 96

Эл. почта: spec@len.brest.by  

 

 

свернуть

Почему у ребенка возникло нарушение речи?

Причины речевых нарушений разнообразны. Что вызвало нарушение речи в конкретном случае, определит точно только врач невропатолог, ортадонт, логопед.

Под причиной нарушений речи понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего фактора, или их взаимодействия, которые определяют специфику расстройства речи.

В специальной литературе выделяют биологические и социальные причины. Рассмотрим подробнее каждую группу.

 

БИОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ.

Чаще всего связаны с нарушением центральной нервной системы (ЦНС). К ним относятся поражения мозга во внутриутробном развитии (во время вынашивания плода), во время родов и в первые годы жизни.

  • Гипоксия плода, т.е. недостаток кислорода;
  • Многоводие во время беременности;
  • Анемия матери при беременности (малокровие);
  • Обвитие пуповиной плода;
  • Затяжные или стремительные роды, родовспоможение (выдавливание плода);
  • Сильный токсикоз во время беременности;
  • Инфекционные и хронические заболевания матери;
  • Интоксикации (алкоголь, курение) матери во время беременности;
  • Несовместимость крови матери и ребёнка;
  • Сниженный слух у ребёнка;
  • Инфекционные заболевания в первые годы жизни, (менингит, ангина, ОРЗ, краснуха) травмы головы;
  • Нарушение в строении артикуляционного аппарата (неправильный прикус, короткая подъязычная уздечка, широкий, толстый язык и т.д.)

 

СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ.

Это неблагоприятное влияние окружающей среды. К таким факторам относят следующие:

  • Недостаточное внимание к ребенку, он является заброшенным (мать не разговаривает с ребёнком, не ласкает его);
  • «Сюсюканье» с ребёнком, т.е. неправильное произношение слов (пойдем гули-гули, вот би-би и т.п.);
  • Повторение ребенком неправильной речи (если в семье есть родственник с дефектами речи, например, заикание).
  • Ограничение в общении с детской группой и др.

Чем раньше будет выявлено речевое недоразвитие ребёнка, тем легче и эффективней будет коррекционная работа. Как правило, нарушения устной речи в дошкольном возрасте влияют на усвоение чтения и письма в школьном возрасте и на адаптацию ребёнка в целом.

 Уже в раннем возрасте маме необходимо обращать внимание на речевое развитие ребёнка.

Можно определить следующие признаки благополучного и неблагополучного развития ребёнка.

 

Признаки благополучного развития речи у ребенка:

 

  • Физическое развитие ребенка соответствует возрасту.
  • У ребенка нет никаких неврологических заболеваний.
  • Ребенок активно общается со знакомыми и родными и стес­няется разговаривать с незнакомыми людьми.
  • Ребенок охотно повторяет за вами все, что слышит.
  • Ребенок активно решает свои проблемы с помощью речи.
  • Ребенок вслушивается в свою речь и старается исправить свои ошибки сам.

 

Признаки неблагополучного развития речи у ребенка:

 

  • Ребенок развивается с задержкой.
  • Ребенок перенес тяжелые заболевания.
  • У ребенка есть неврологические заболевания.
  • Ребенок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит.
  • Когда ребенок слышит просьбу «Повтори» или «Скажи это еще раз», он молчит, стиснув зубы, или уходит, как будто вас не слышал.
  • Он предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за помощью («самостоятельный» ребенок).
  • Ребенку безразлично, понимает ли его кто-то. Он говорит на одном ему понятном языке. На замечания «Скажи еще раз лучше» не реагирует.
  • Речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников.

 

 

Используемая литература:

  1. Волкова Л.С. Логопедия. – М.: «Владос», 2002. – 680с.
  2. Воспитание и развитие детей раннего возраста / В.В. Гербовой, Г.М. Ляминой и др. – М.: «Просвещение», 1984. - 224с.
  3. Жукова Н.С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург: Изд - во ЛИТУР, 2005. – 320с.
  4. Краузе Е.Н. Логопедия.- 2 изд. испр. – СПб.: Учитель и ученик, Корона Аринт, 2003. - 208с.
  5. Кузнецов Л.В. Основы специальной психологии. – М.: «Академия», 2003. - 480с.

 

 

 

свернуть

Как относиться к речевым ошибкам детей?

Повседневно общаясь с детьми, родители сталкиваются с разнообразными грамматическими ошибками в речи ребенка. 

Это:

  • неправильные окончания имен существительных множественного числа родительного падежа (лошадев, карандашов, птичков, стулов); неодушевленных имен существительных мужского рода в предложном падеже (в носе, в роте, в глазе, на шкафе);
  • изменение по падежам несклоняемых существительных (в пальте, в кине, на пианине, кофею);
  • незнание рода имен существительных (это моя печенья, всю молоко выпил, один яблок);
  • ошибки в основе глаголов (даваю, ехаю, бежу, искаю, жеваю);
  • неправильная форма сравнительной степени прилагательных (хужее, твердее, близее);
  • неправильное склонение числительных (идите по одном, иди с двоями, собака с пять щенят, курица пришла без два цыпленка);
  • отсутствие в личных местоимениях начального звука [Н] в косвенных падежах (у ей, к ему, с ими).

 Ученые, изучающие развитие детской речи, отмечают, что когда ребенок усваивает какую-нибудь форму языкового значения, то он распространяет ее и на другие. Иногда это обобщение языковой формы оказывается правильным, иногда – нет.

Когда ошибки носят случайный характер, то на них не стоит фиксировать внимание ребенка. Устойчивые же ошибки следует непременно исправлять. Если на них не обращать внимания, речь ребенка надолго останется неправильной. Ни в коем случае нельзя смеяться над малышом или высмеивать его ошибки, дразнить ребенка. Не следует пересказывать детские слова и фразы с ошибками как анекдоты, особенно в присутствии самих детей. Дети очень гордятся тем, что им удалось насмешить взрослых, и начинают коверкать слова уже умышленно. Исправлять ошибки нужно доброжелательно, тактично.

Например:

В зоопарке четырехлетний мальчик с интересом рассматривает зверей, а затем вдруг говорит: «Папа, смотри, у слонов ногов и глазов столько же, сколько у льва». Отец слышит, что сын неправильно по числовым и падежным нормам употребил слова. Отойдя от клетки и увидев, что ребенок успокоился, он сказал: «Ты правильно подметил, только надо было сказать так: «У слонов ног и глаз столько же, сколько у львов». А теперь ты повтори, только правильно».

Вскоре после посещения зоопарка отец купил мальчику набор цветных открыток «Зоопарк». Играя с сыном в игру «Что я видел в зоопарке», он просил мальчика вспомнить, животных, которых он видел, назвать в форме множественного числа, а затем найти их на открытке. Ребёнок с большим удовольствием выполнял задания, благодаря тому, что папа обучение превратил в занимательную, ненавязчивую игру.

 

 

 

 

свернуть

Развитие речи детей дошкольного возраста

Родителям необходимо контролировать не только речь ребенка, но и свою речь, обращая внимание на употребляемую лексику и грамматическое оформление. При этом, указывая ребенку, на какие-либо конкретные ошибки, необходимо следить за отсутствием их в собственной речи.

Ребенка необходимо побуждать к речи. Он должен чувствовать вашу поддержку, успехи и новые достижения необходимо поощрять и отмечать, постоянно ставить перед ребенком новые задачи.

Создавайте ситуации, в которых ребенок будет стремиться вступать с вами в речевой контакт. Задействуйте, при этом, его эмоциональный фон. Для этого, в домашних условиях существует масса возможностей, например, настольный кукольный театр, или пальчиковые персонажи («би-ба-бо»).

 Нужно учитывать психологические особенности и состояние ребенка. Если вы не видите у вашего малыша желания говорить, если он дает протест в тот момент, когда вы его поправляете и просите повторить правильный вариант, не упорствуйте, возможно, чуть позже вам это удастся.

Работа родителей состоит не только в том, чтобы способствовать собственной речевой активности ребенка, но и в том, чтобы научить ребенка слушать маму, папу активизируя и развивая произвольное внимание ребенка.

Родители могут участвовать в процессе автоматизации, то есть закрепления поставленного или исправленного звука (или нескольких звуков), осуществляя контроль.

Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы, для этого отвечайте на каждый детский вопрос. 

 Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Это обижает, обесценивает его достоинства. Ваш ребенок, даже имеющий серьезные проблемы в развитии, является индивидуальностью. 

Важную роль играет эмоциональный контакт со взрослым: деловое сотрудничество с ним, речевое взаимодействие, организация совместной предметной и игровой деятельности.

Включайте речь во все виды деятельности: ежедневно озвучивайте ребенку ваши и его действия, одевая ребенка на прогулку, купая его, играя с ним, внося, таким образом, эмоционально-смысловой комментарий в жизнь ребенка. Позже вы можете просить ребенка комментировать ваши и свои действия. При этом развивается планирующая и регулирующая функции речи, играющие незаменимую роль в становлении речи и мышления, в умении планировать и организовывать собственную деятельность на основе словесной инструкции взрослого, а позднее и самостоятельно, в умении строить рассказы, излагать свои мысли логично и последовательно. 

 

Одним из видов обучения на начальном этапе становления речи являются речевые игры с подражанием голосам животных, совместное проговаривание потешек, прибауток, рифмовок, пропевание песен, колыбельных. Это поможет ребенку усвоить ритмико-мелодическую сторону родного языка.

Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Закреплять полученные знания и совершенствовать достигнутые речевые возможности, а также приобретать новые знания родителям совсем не сложно. Достаточно просто ввести это в ежедневную привычку.

Только родители обладают уникальной природной интуицией. Даже не овладев специальными методиками, родители несомненно могут быть для своего ребенка проводником в бесценный мир понимания и общения.

          

Для того чтобы речь вашего малыша была плавной, четкой, выразительной и красивой, прислушайтесь к таким советам учителя-дефектолога:

  • сами говорите выразительно и правильно, не позволяйте себе говорить быстро, слишком громко, неправильно произнося звуки. Будьте примером правильной речи для своего ребенка;
  • не подражайте так называемой автономной (детской) речи малыша: бибика, ам-ам, баиньки.Говорите с малышом нормальным языком – и он скоро поймет, что так правильнее;
  • если ребенок упрямо не хочет говорить, хотя и умеет, откажитесь понимать его жесты и мимику. Откликайтесь только при использовании ребенком речи;
  • если ребенок неправильно произносит звуки и слова, не ругайте его и не делайте резких замечаний. Так можно добиться полного отказа ребенка от общения.

 

Логопедические упражнения по-домашнему

 Если у вашего ребенка серьезные проблемы в области речи – ему лучше всего заниматься с учителем-дефектологом. А дома вы можете делать с малышом те упражнения, которые порекомендует учитель-дефектолог. Если же вы просто хотите сделать речь ребенка плавной и выразительной, а также просто для профилактики речевых нарушений, вам можно пользоваться простым набором логопедических упражнений, доступных каждому.

Артикуляционная гимнастика.

 Чтобы повысить подвижность органов речи, можно проводить гимнастику для губ, языка, нижней челюсти. Обязательно дайте малышу зеркальце, чтобы он мог контролировать свою артикуляцию. Логопедические упражнения этого вида могут иметь игровую форму. С помощью различных игр научите ребенка поднимать язык вверх, делать его широким, тонким, долго удерживать в одном положении («Оближем губки», «Сложим губки трубочкой» и т.п.) (см. консультацию «Артикуляционная гимнастика»).

Дыхательная гимнастика.

 Малышу необходимо выработать правильный воздушный поток, который необходим для произношения звуков. Для этого научите ребенка дуть тонкой струей воздуха на кораблик, на перышко, в соломинку для мыльных пузырей. При этом следите, чтобы малыш не надувал щеки. (см. консультацию «Игры, развивающие речевое дыхание»).

Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук.

 Психологи и физиологи давно доказали прямую взаимосвязь между развитием мелкой моторики рук и интеллектуально-речевым развитием человека. Поэтому развивая движения пальцев рук и кистей, вы способствуете развитию интеллекта и речи. Для этого давайте детям мозаику, мелкие бусинки для нанизывания, маленькие стеклянные шарики и крошечные игрушки (конечно же, играть с ними можно только в присутствии взрослых). Играйте в массажные игры: «Сорока-ворона» и подобные ей. Занимайтесь лепкой, научите малыша шнуровать ботинки и застегивать мелкие пуговицы. 

(см. консультацию «Пальчиковая гимнастика и речевое развитие ребенка»).

 

Для постоянных занятий с малышом нужно время и силы. Но каждый родитель понимает: от правильной речи зависит будущее ребенка, его самооценка, успехи в школьной учебе и многое другое.  Поэтому не жалейте сил и времени для логопедических занятий. Наградой за ваш труд будет чистое, выразительное, красивое произношение вашего ребенка.

 

 Профессия учителя-дефектолога сейчас известна всем. Но в то же время для многих родителей остается тайной: когда следует обращаться к учителю-дефектологу, с какого возраста, возможно ли заниматься с ребенком самому, без помощи учителя-дефектолога? 

 

Консультация учителя-дефектолога необходима:

  • если ребенок старше трех лет не говорит фразами. У него можно подозревать задержку речевого развития. А если в этом возрасте малыш не произносит даже слов – у него могут обнаружиться грубые нарушения общего развития;
  • если ребенок старше четырех лет произносит не все звуки родного языка (или произносит неправильно). Обычно к этому возрасту ребенок уже должен разговаривать правильно;
  • если у ребенка неоднократно замечалось заикание(непроизвольное повторение звуков, слогов, слов).

Оцените малыша по таким критериям речи:

3-4 года – малыш должен правильно произносить «с», «сь», «з», «зь», «ц»

4-5 лет – «ш», «ж», «ч», «щ», «г», «к». «х»

5-6 лет – «ль», «л», «р», «рь»

 Если заметили несоответствия – обратитесь к учителю-дефектологу.

 Своевременное обращение к специалисту – залог эффективности его помощи малышу.

 

Дорогие родители, помните, что Ваша речь –

образец для подражания!

Вы — первые учителя родного языка для своего ребенка!

 

 

 

 

свернуть

Пальчиковая гимнастика и речевое развитие ребенка

Здравствуйте, уважаемые родители!

 

Сегодня мы поговорим о речевом развитии ребёнка. Как его ускорить и сделать этот процесс обучения интересным и увлекательным для малыша.

Своевременное развитие речи перестраивает всю психику малыша, позволяет ему более осознанно воспринимать окружающий мир.

Уважаемые взрослые! Вы должны помнить, что любое нарушение речи в той или иной степени отражается на развитии и поведении ребенка. Самая большая ошибка - это бесконтрольно пустить все на самотек.

Давайте попробуем вместе помочь малышу в речевом развитии и займемся пальчиковой гимнастикой и играми с ладошками.

 

В чем же заключается влияние пальцев на развитие речи?

Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребенка. В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетаются речь и движения рук. Любому ребенку не помешают массаж рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Ребенок научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи.

Пальчиковые и "ладонные" игры необходимы детям с самого раннего возраста. Они становятся и мощным стимулом для развития речи, и одним из вариантов радостного, теплого, телесного контакта с мамой, так необходимого малышу для его эмоционального развития.

Эти игры могут расти вместе с малышом. Начинается все с потешек, во время которых ребенок пассивен, мама сама играет с его рукой, сгибая и разгибая пальчики, щекоча ладошку. Затем роль ребенка понемногу становится активной: мама лишь произносит слова потешки, а пальцы ребенка двигаются уже самостоятельно. Еще позже ребенок становится "вершителем" игры, и слова, и движения - все ему подвластно.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.

Игры и упражнения, приведенные ниже, адресованы в первую очередь маме и малышу, однако могут быть использованы и в практике педагогов, психологов, логопедов, работающих с маленькими детьми.

Гимнастика для пальцев рук делится на пассивную и активную. Пассивная гимнастика рекомендуется как предварительный этап перед активной гимнастикой детям с низким уровнем развития мелкой моторики. Затем следует перейти к упражнениям активной пальцевой гимнастики.

Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их должна выбираться вами в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук вашего ребенка.

 

Пассивная гимнастика для пальцев рук.

Массаж кистей рук. Массаж не должен вызывать у ребенка неприятных ощущений. Можете сказать малышу, что "мы погреем ручки". Целесообразно использовать следующие приемы: поглаживание, легкое растирание, вибрацию. Массажные движения выполняются в направлении от кончиков пальцев до запястья. Продолжительность - 3-5 минут ежедневно или через день 10-12 раз. При необходимости курс можно повторить через месяц.

- При поглаживании кисть производит движения в различных направлениях. Поглаживания проводят медленно и плавно.

- При растирании применяется большая сила давления, рука как бы сдвигает кожу. Но растирание не должно приносить ребенку дискомфорт, в нашем случае оно должно быть легким.

- При вибрации кончики полусогнутых пальцев наносят следующие один за другим удары (легко). Массаж лучше выполнять одной рукой, другая в это время фиксирует ручку ребенка.

Упражнения. Выполняются взрослым в медленном темпе, не допуская неприятных ощущений у ребенка. Фиксируя руку ребенка, взрослый сгибает, разгибает пальчики малыша, делает пальчиками круговые движения.

- Рука ребенка лежит на столе ладошкой вниз. Фиксируя одной рукой руку малыша, другой рукой взрослый приподнимает вверх поочередно каждый пальчик.

- Рука ребенка лежит на столе ладошкой вверх. Придерживая ее, взрослый поочередно сгибает пальцы ребенка.

- Рука ребенка согнута в локте, локоть опирается на стол. Фиксируя ручку малыша одной рукой, другой рукой взрослый производит поочередное круговое движение пальцев руки ребенка.

Надеемся, что такая "игра" с ребенком доставит радость и удовольствие и Вам, и малышу, оживит ваш интерес к овладению бесценным даром слова.

Хотелось бы, чтобы родители прониклись терпением и уважением к своему малышу, который стоит на пороге овладения речью, грамотно помогли бы ему преодолеть этот трудный, но необходимый барьер.

Успехов вам, взрослые и дети!

 

Предлагаемые пальчиковые игры способствуют развитию внимания, памяти, мышления, особенно такие игры важны для коррекционной работы. Они также могут быть использованы для отвлечения от занятий, для праздничных выступлений, как самостоятельный вид деятельности.

Благодаря таким играм ребенок получает разнообразные сенсорные и эмоциональные впечатления, у него формируется концентрация внимания и выдержка. Пальчиковые игры, предполагающие тактильное взаимодействие, формируют и укрепляют теплые взаимоотношения между детьми и взрослыми.

Насколько ребенку понравится игра зависит во многом от взрослого. Для самых маленьких важно спокойное, ласковое настроение и осторожное, бережное прикосновение к детям. Имейте в виду, что со временем пальчиковые игры следует выполнять каждой рукой. Движения своей правой руки и левой дети воспринимают по-разному, так как они контролируются разными полушариями мозга.

Рекомендации:

  • При выборе игр руководствуйтесь опытом детей. Если в предложенной игре используются герои, образы или понятия, незнакомые ребенку, сначала познакомьтесь с ними в беседе с использование картинок.
  • Перед игрой с детьми необходимо обсудить ее содержание, при этом сразу отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это позволит не только подготовить детей к правильному выполнению упражнения, но и создаст эмоциональный настрой.
  • Выполнять упражнение следует вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой.
  • При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
  • Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми.

 

Примеры пальчиковых игр.

Левая и правая

Игровое упражнение можно выполнять стоя, сидя на стуле, а также лежа на животе. Можно «ходить» не ножками, а ручками (*).

Вот левая, вот правая, их только так зовут. По очереди поднимаем то правую, то левую ногу.*

И левая, и правая пошли одни гулять. Поднять ноги * поочередно в сответствии с текстом, потом идти вперед.

Нашли большую лужу и стали в ней скакать. Прыгать на месте.

Вот мокрые, холодные идут одни едва. Идем вперед

Вдруг левая и правая повстречали льва. По очереди поднять ноги*

А он открыл большую пасть и страшно так рычитИзображение льва: открыть рот, показать зубы, рычать.

Что левая бежит домой, и правая бежит домой. Бежим.

До дома добежали – смотрите, обе тут. Бежим, а в конце фразы – останавливаемся.

Где левая и правая не разобрать самим. «Перекаты» с пятки на носок, ноги вместе (или с ладони на пальцы).

Скорее посмотрите и подскажите им. Вытягиваем ноги* вперед, ищем правую и левую.

 

Помощники

Маленькая Катя умницей была. Сгибают-разгибают большой палец правой (левой) руки (остальные сжаты в кулак)

В комнате работу всем зверям нашла. Дотрагиваются большим пальцем до кончика других пальцев (последовательно, в ритме).

Чашечки собачка моет язычком. Левая рука – чашечка, скребем пальцами правой руки по ее ладони, движение «от себя» тыльной стороной пальцев.

Мышка подбирает крошки под столом. Щипают пальцем правой руки ладонь левой.

Кошка коготками лавочку скребет. Скрести согнутыми пальцами ладонь левой руки.

Курочка-рябушечка под крылом метет. Скользящее движение ребром ладони одой руки по другой.

Катя варит кашу для зверят своих. Большим пальцем правой руки вращательные движения в ладони левой руки.

За работу хвалит, с ложки кормит их. Поглаживаем правой рукой левую, затем протягиваем левую руку вперед (кормим зверей).

 

Червячок

Упражнение можно выполнять друг на друге или самостоятельно.

Вот эта ─ моя ручка, а это ─ кулачок. Показывают открытую ладонь левой руки, потом, потом сжимают ее в неплотный кулак.

А в кулачке завелся веселый червячок. Указательный палец правой руки просовывают в кулак левой, шевелят пальцами.

Он прыгнул на коленку, забрался на бочок.

 

И стал копать там норку противный червячок. Движение в соответствии с текстом.

По голове стол ползать, затылок щекотать. Движения в соответствии с текстом.

И даже моё ушко немножечко кусать. Указательным пальцем правой руки (червячок) оттопыриваем и отпускаем ушко.

Вот он пополз на спинке, по животу ползет. Движения в соответствии с текстом.

 

 

 

свернуть

Игры, развивающие речевое дыхание

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ! ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ РЕЧЬ ВАШЕГО РЕБЕНКА БЫЛА ПРАВИЛЬНОЙ, ЧЕТКОЙ, КРАСИВОЙ, НЕОБХОДИМО НАЛИЧИЕ ПРАВИЛЬНОГО ДЫХАНИЯ. ЭТО ОБЪЯСНЯЕТСЯ ТЕМ, ЧТО В ПРОЦЕССЕ РЕЧИ НЕПОСРЕДСТВЕННО УЧАСТВУЕТ ДЫХАНИЕ, И ПОЭТОМУ ПРАВИЛЬНОЕ И ЧЕТКОЕ ПРОИЗНЕСЕНИЕ ЗВУКОВ ВО МНОГОМ ЗАВИСИТ ОТ СИЛЫ И НАПРАВЛЕННОСТИ ВОЗДУШНОЙ СТРУИ. НЕОБХОДИМО НАУЧИТЬ РЕБЕНКА РАЦИОНАЛЬНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ВДОХ И ВЫДОХ ВО ВРЕМЯ РЕЧИ.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ

1.Упражнения проводятся 2-3 минуты. Упражнения необходимо проводить плавно под счет, в проветренном помещении.

  1. На первых этапах рекомендуется проводить гимнастику в положении ребенка лежа на спине. Для этого можно положить на живот (в области диафрагмы) ребенку какую-либо игрушку. 3.Не фиксируйте внимание ребенка на процессе вдоха и выдоха, не говорите ребенку "вдохни сильнее". 4. Следите за тем, чтобы ребенок не напрягал плечи, шею, не ощущал движения межреберных мышц и мышц нижней части живота. 5. Необходимо следить за тем, чтобы дутье было легким, без напряжения и излишних усилий. 6. При выполнении упражнений следите за тем, чтобы дети не надували щеки.

УПРАЖНЕНИЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ

 

ЧЕЙ ОДУВАНЧИК УЛЕТИТ ДАЛЬШЕ?

Цель: развитие у ребенка умения длительно и плавно выдыхать воздух через рот, активизация мышц губ.

Ход игры: Занятия проводятся на воздухе: в саду, у пруда, где есть одуванчики. Взрослый предлагает ребенку сорвать отцветший одуванчик и подуть на него так, чтобы слетели все пушинки. Ребенок может сделать это, дунув на цветок 3 – 4 раза.

 

ВОДИЧКА

Цель: Развитие речевого дыхания (произнесения звука на одном выдохе, протяжно), формирование правильного произношения звука «С».

Материал: Кран с водой, картинка с изображением умывающихся детей.

Ход игры: Взрослый открывает кран с водой и обращает внимание ребенка на то, как «поет» текущая из крана вода («С-с-с»). Затем показывает картинку с изображением умывающихся детей и читает потешку:

Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок!                   (Русская народная песня)

Взрослый вместе с ребенком повторяет потешку 3 – 4 раза и в заключение игры предлагает ему «спеть» песенку водички. Ребенок поет «длинную песенку», т. е. произносит звук «С» протяжно.

 

ПУЗЫРЬ

Цель: Развитие речевого дыхания и звукового аппарата.

Ход игры: Играют несколько человек.  Они становятся тесным кругом и надувают «пузырь»: наклонив голову вниз, дуют в кулачки, составленные «трубочкой» (один на один).

При каждом раздувании все делают шаг назад, выпрямляются, набирают воздух, затем снова наклоняются и произносят «ф-ф-ф», выдувая воздух в свою «трубочку». Так повторяется 3 – 4 раза.

Затем дети берутся за руки и двигаются назад, расширяя круг и говоря: «Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, оставайся такой да не лопайся!»

Образуется большой растянутый круг. Ведущий дотрагивается до соединения рук и говорит: «Воздух, выходи!» Все дети сбегаются к центру и произносят звук «т-с-с-с-с», изображая выходящий воздух. Затем игра возобновляется.

 

СНЕЖИНКИ

Цель: Развитие речевого дыхания, формирование умения делать плавный и длительный выдох (не добирая воздуха).

Материал: Несколько рыхлых кусочков ваты.

Ход игры: Взрослый показывает кусочек ваты и говорит детям: «На улице сегодня чудесная погода. Снежок падает! Оля оделась и пошла гулять. Большая и красивая снежинка опустилась на Олину варежку. Оля подула на нее (дует на кусочки ваты), и снежинка полетела. А ты хочешь подуть на снежинку?»

Взрослый дает ребенку небольшие рыхлые кусочки ваты и показывает, как надо дуть. Упражнение выполняется 2 – 3 раза.

 

ВЕТЕРОК

Цель: Развитие речевого дыхания, а также закрепление у ребенка понятия об основных цветах.

Материал: Три бумажных султанчика красного, желтого и зеленого цвета. (К палочкам длиной 13 – 15 см приклеить или привязать 6 – 7 полосок тонкой цветной бумаги. Длина полоски 4 – 5 см, шириной 0,5 см).

Ход игры: Взрослый объясняет ребенку, что султанчики ¾ это деревья с листьями, и задает вопросы, на которые малыш отвечает:

¾ Какого цвета листья на дереве?

¾ Зеленого.

¾ А на этом дереве, какие листочки?

¾ Желтые.

¾ На третьем дереве, какого цвета листочки?

¾ Красные.

Взрослый дует на «листочки», показывая ребенку, как они шелестят, и предлагает ему подуть на султанчики. Еще раз повторяет вопрос, какого цвета султанчик, и проверяет, правильно ли ребенок держит султанчик перед собой.  (Расстояние от «листочков» до губ ребенка должно быть около 8 – 10 см.)

Ребенок дует на султанчики, отдыхает и дует снова. Затем взрослый предлагает посмотреть и послушать, как шелестят «на деревьях» красные, желтые и зеленые листочки. При этом он следит, чтобы ребенок выдыхал воздух только через рот, дул долго (больше секунды), не добирал воздуха, плавно выдыхал, не поднимая плеч. Если ребенок выдыхает слабо, игру повторяют еще раз.

В конце занятия взрослый и ребенок одновременно дуют на листочки, и взрослый еще раз спрашивает, какого цвета листочки «на деревьях».

Затем султанчики убирают и читают потешку:

Мотылек-витилек,

Принеси нам ветерок!

Вей, вей, ветерок,

Натяни парусок!

 

ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ

Цель: Обучение плавному, свободному выдоху.

Материал: Вырезанные из тонкой бумаги желтые и красные листочки, ведерко или ваза, где стоят листья.

Ход игры: Взрослый говорит, показывая ребенку ведерко: «Смотри, ведерко! А что в ведерке? Листья. Вот какие они красивые! Какие у нас листья?» Ребенок отвечает: «Очень красивые листья!»

Взрослый произносит с ребенком эту фразу несколько раз, следя за тем, чтобы ребенок произносил ее выразительно.

«Листья, которые мы собрали, ¾ продолжает взрослый, ¾ упали с дерева. Подул ветер и сорвал их с дерева. Они закружились и опустились на землю. Сейчас я дам тебе красивые желтые листочки, а ты сделаешь ветерок, и твои листочки будут кружиться в воздухе». Ребенок дует на листочки так, чтобы они полетели.

Упражнение повторяется 2 – 3 раза.

 

ЧЬЯ ПТИЧКА ДАЛЬШЕ УЛЕТИТ?

Цель: Выработка длительного, направленного, плавного ротового выдоха. Активизация мышц губ.

Материал: Фигурки птичек, вырезанные из тонкой бумаги и ярко раскрашенные.

Ход игры: Двух птичек ставят на стол у самого края на расстоянии 30 см друг от друга. Двое детей садятся напротив птичек. По сигналу «Птички полетели!», дети начинают дуть на фигурки птиц, а остальные следят, чья птичка дальше улетит (проскользит к противоположному краю стола).

Взрослый следит за тем, чтобы дети не надували щеки, когда дуют на бумажных птичек. Ребенка предупреждают, что передвигать фигурку можно только на одном выдохе, а дуть несколько раз подряд нельзя. После этого дети проверяют, у кого птичка улетела дальше всех, и продолжают игру. Малыши не должны сильно напрягаться.

 

БАБОЧКА, ЛЕТИ!

Цель: Выработка длительного непрерывного ротового выдоха.

Материал: Две – три бумажные ярко окрашенные бабочки (к каждой бабочке привязывают нитку длиной 50 см и прикрепляют их к шнуру на расстоянии 30 см друг от друга; шнур натянут между двумя стойками так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка.).

Ход игры: Ребенок сидит на стуле, а взрослый рассказывает: «Посмотри, какие красивые бабочки: красная, желтая, голубая. Как их много. Они как живые! Посмотрим, могут ли наши бабочки летать? (Дует на бабочек.) Смотри, полетели! Попробуй и ты подуть! Какая бабочка улетела дальше?»

Ребенок встает возле бабочек и дует на них. Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при вдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед. Дуть ребенок должен не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.

 

ПОДУЙ НА ШАРИК

ПОДУЙ НА ВЕРТУШКУ

ПОДУЙ В РОЖОК

Материал: Воздушный шарик, вертушка, рожок.

Ход игры: На уровне лица ребенка подвешивается воздушный шарик, а перед ним на столе кладут вертушки и рожок. Взрослый показывает, как надо дуть на воздушный шарик, чтобы он высоко взлетал, и предлагает ребенку повторить свои действия. Затем взрослый дует на вертушку, чтобы она завертелась, дудит в рожок, а ребенок подражает этим действиям.

 

ПТИЦЕФЕРМА

Цель: Развитие речевого дыхания, обучение ребенка на одном выдохе произносить 3 – 4 слога.

Материал: Игрушечные утка, гусь, цыпленок, петух.

Ход игры: Взрослый показывает ребенку игрушки и 3 – 4 раза подряд воспроизводит их «голоса». (Показывает, как крякает утка, как кукарекает петух, как кудахчет курица и т.д.) Затем игрушки убирают, и взрослый говорит: «Пошли мы с тобой на птичий двор, а навстречу нам (показывает курицу) идет курочка.  Как она поздоровается с нами?» Ребенок отвечает: «Ко-ко-ко, куд-куда, куд-куда!»

Аналогичные вопросы задаются обо всех птицах, а ребенок старается воспроизвести их голоса.

 

 

свернуть

Артикуляционная гимнастика

Советы дефектолога родителям для развития речи ребёнка

 

Советы дефектолога родителям для развития речи ребёнка

 1. Говорите с ребенком спокойно, плавно, неторопливо. Ваша речь является образцом для детей.

2. Разговаривайте с ребенком везде и всегда: во время одевания, раздевания, приготовления еды, уборки, игры, идя по улице, в магазине. Например, во время прогулок рассматривайте деревья, цветы, птиц, опавшие листья, машины и прочее. Проговаривайте увиденное. Описывайте предметы, которые встречаются вам на пути.

 3. Читайте детям сказки, истории. Это способствует расширению словарного запаса, а также развитию воображения. Просите пересказать сказку вам или сестричке, братику, кукле, тете.

 4. Разговаривайте с ребенком на равных, то есть не «сюсюкайтесь», не передразнивайте, если ребенок неправильно произносит слова.

 5. Не заставляйте произносить раньше времени звук (если он не появился еще в речи), который хотите слышать вы.

 6. Задавайте вопросы ребенку: «Что это?», «Какого цвета мяч?», «Что делает мальчик?» и прочие, избегайте вопросов, ответы на которые односложные («да», «нет»).

 7. Необходимо сводить ребенка на консультацию к специалистам (логопеду, отоларингологу) хотя бы один раз, поскольку вы можете привыкнуть к речи ребенка и не замечать нарушений, а им виднее, насколько правильна речь ребенка.

 8. Если вы посещаете с ребенком логопеда, тщательно выполняйте все его рекомендации для занятий дома. Без выполнения этих заданий, без постоянного контроля над поставленными звуками невозможно добиться положительных результатов. Любите своих детей, будьте мудры, терпеливы к ним и внимательны к их речи.

свернуть
поделиться в: