Советы дефектолога

Формируем инклюзивную культуру и общение

 

Важной составляющей процесса воспитания и образования на современном этапе является развитие новых подходов к образованию детей с особенностями психофизического развития (далее-ОПФР). И такое образование называется - инклюзивное образование (включённое).  Что же это такое? 

Инклюзивное образование в Беларуси предполагает включение всех детей, независимо от существующих между ними различий (по полу, национальности, принадлежности к этнической группе, религии, одаренности в определенной области, особенностям психофизического развития и др.), в общую и единую образовательную среду на основе использования педагогических средств и методов, ориентированных на широкое многообразие образовательных потребностей и возможностей учащихся.

При этом всем детям таких групп предоставляются равные условия для того, чтобы включиться в воспитательно-образовательный процесс.

Целью инклюзивного образования в дошкольном учреждении является формирование инклюзивной культуры и общения, а именно: умения преодолевать в себе чувства раздражения от непохожести других, общаться и сотрудничать с детьми, которые из-за своих физических или других особенностей оказались в затруднительном положении.

Несформированность инклюзивной культуры населения отрицательно сказывается на всем образовательном процессе и не дает высоких результатов. Можно создать идеальные условия обучения здоровых детей и детей с особыми образовательными потребностями, но исключить человеческий фактор невозможно. Современный человек должен быть толерантным, терпимым, с развитым чувством уважения к людям, умеющим жить в мире и согласии, с готовностью к активному взаимодействию. Такой подход обеспечивает возможность получения качественного образования детей с ОПФР. А раз так, то необходимо формирование инклюзивной культуры. Под формированием инклюзивной культуры нужно понимать построение такого детского сообщества, в котором каждый ребенок чувствует, что ему рады, относятся доброжелательно с уважением и всех одинаково любят и ценят.

Всем известно, что игра в дошкольном возрасте – это ведущий вид деятельности, она и является наиболее эффективным и доступным способом. Следовательно, предпочтительно формировать инклюзивную культуру через игры, а именно – коммуникативные игры. Это игры для развития умения общаться,  умения сотрудничать и взаимодействовать с людьми в разнообразных жизненных ситуациях.

 

Какие же коммуникативные игры, упражнения можно использовать для формирования инклюзивной культуры?

Условно разделим коммуникативные игры на 4 блока:

1-ый блок: игры, которые направлены на сближение детей друг с другом, способствуют снижению уровня дезадаптации, укреплению эмоционального благополучия. Примером такой игры служит игра «Колпачок»: предлагаем поздороваться и познакомиться друг с другом необычным способом. Взрослый  раздает участникам деревянные палочки и колпачок из цветной ткани. Участники должны передавать палочками колпачок друг другу и при этом говорить«Привет! Меня зовут (называют своё имя)». Встречный ребенок отвечает при приеме колпачка: «Мне очень приятно!». Руками колпачки трогать не желательно. Игра «Дотронься до...». Взрослый предлагает хорошо рассмотреть друг друга, кто, во что одет и какого цвета одежда. Далее говорит: «Дотронься до синего!». Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого предмета. Цвета периодически меняются, кто не успел — может стать ведущим. Воспитатель следит, чтобы дотрагивались до каждого участника.

2-ой блок предусматривает игры для развития эмоций, с помощью которых дети знакомятся с «азбукой эмоций». Игра «Доброе животное»:  взрослый тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы — одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох — шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох — два шага назад. Так не только дышит животное, так же ровно и четко бьется его большое доброе сердце, стук — шаг вперед, стук — шаг назад, и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе. Теперь мы едины и чувствуем друг друга еще лучше».

3-ий блок игр направлен на формирование навыков социального восприятия (перцепции) в процессе взаимодействия детей друг с другом.  Проведение этих игр и упражнений способствует формированию умений замечать и оценивать личностные качества и поступки других детей, умения выражать черты характера и эмоции свои лично и партнера, усвоению моральных норм и правил поведения. Игра «Комплименты»: правило - не повторяться. Дети, глядя в глаза друг другу желают соседу что-то хорошее, хвалят, обещают, восхищаются и передают определенный предмет из рук в руки. Принимающий кивает головой и говорит«Спасибо, мне очень приятно».

В 4-ом блоке игр акцент сделан на формирование целостного представления о собственном «Я» и отработку коммуникативных навыков. На данном этапе важно сформировать у ребенка умение принимать во внимание точку зрения другого, структурировать и систематизировать представления о себе и другом ребенке, сформировать устойчивое межличностное взаимодействие, толерантное отношение к себе, сверстникам, своему поведению и поведению других. Игра «Волшебные конфеты». Взрослый показывает «волшебную коробочку»: «Это волшебная коробочка» Я потрясу ее, а вы должны определить на слух, что там. На самом деле это конфеты. Но они не простые. Как только вы их съедите, вы превратитесь в волшебников и сможете пожелать всем людям, что-то такое, от чего они смогут стать радостными. Давайте подумаем, что мы можем пожелать всем людям, которые живут на земле…

Примеры высказывания….

  • пусть все долго живут
  • пусть у всех будет дом
  • пусть все дружно живут
  • пусть все будут счастливы

И ТОГДА ВСЕ ЛЮДИ БУДУТ СЧАСТЛИВЫ!

Таким образом, на основе коммуникативных игр можно развивать у дошкольников инклюзивную культуру. Надеемся, что эти игры вам понравились и вы будете использовать их в своем общении  с детьми!

 

свернуть

Синдром Дефицита Внимания с Гиперактивностью (СДВГ)

Синдром Дефицита Внимания с Гиперактивностью (СДВГ)

 

К числу трудностей, с которыми приходится сталкиваться родителям, относится синдром дефицита внимания. Воспитать ребенка, которому он присущ, довольно непросто, поскольку малыш будет отличаться специфическим поведением и может не проявить должного рвения к обучению. Следует понимать, что это явление, в котором ни родители, ни ребенок не виноваты, и не злиться на сына или дочь, а помочь, тем более что современными средствами это состояние успешно корректируется.

Не следует каждому очень подвижному ребенку приписывать синдром дефицита внимания, т. к. детям присуща естественная моторная активность. Симптоматика должна наблюдаться минимум полгода. Чаще всего синдром проявляет себя в возрасте до 7 лет, постепенно приводя к конфликтам в семье и сложностям в общении со сверстниками. Как это выглядит, прекрасно передано в следующих мультфильмах:

Мультфильм 1

Мультфильм 2

 Определить, есть ли у вашего ребенка данный синдром, а также проконсультировать в данном вопросе поможет специалист.

 

Что такое синдром дефицита внимания (с гиперактивностью)?

Суть синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) состоит в том, что дети не могут сосредоточиться на выполнении задания, допускают досадные ошибки из-за невнимательности, не слушают объяснений. Зачастую такое отсутствие концентрации совмещается с избыточной подвижностью (малыш не может усидеть на месте и нескольких минут), называемой гиперактивностью.

В школе неспособность сидеть неподвижно, многочисленные лишние движения и невнимательность становятся причиной не только плохих отметок, но и негатива со стороны учителей. В итоге ребенок заслуживает репутацию хулигана, самооценка его снижается, поскольку и родители, и педагоги постоянно напоминают ему, что «он не может», «не способен», «все делают, а ты нет». А меж тем ребенок ни в чем не виноват – научно доказано, что причиной СДВГ является нехватка определенных биологически активных веществ (дофамина и норадреналина) в отделах головного мозга.

При этом интеллектуальные способности ребенка могут быть довольно неплохими – малыш может, сосредоточившись на короткое время, решить сложное задание, но затем утрачивает внимание и следующее, уже более легкое, завершить у него не получится.

Нередко специалисты говорят о цикличности умственной деятельности. Сохранять концентрацию внимания таким детям помогает двигательная активность, активирующая центры равновесия.

 

Как распознать «Моторчик»?

Выделяют три основных показателя гиперактивности:

  • ребенок не может долго усидеть на месте: он постоянно находится в движении.
  • сложности в концентрации внимания, особенно на неинтересных для него вещах. Когда они чем-то увлечены, такой проблемы нет, но если им неинтересно, они будут постоянно отвлекаться. Поэтому достаточно типична жалоба родителей дошколят на то, что сын или дочь не хочет читать. В школе такой ребенок не может сидеть за партой: он смотрит в окно, залазит под стол.
  • импульсивность. Ребенок часто совершает поступки, не подумав. Может выслушать вас и тут же обо всем забыть. Или перебить вас, если хочет что-то сказать. Когда учитель задает вопрос, он, еще не успев поднять руку, уже выкрикивает ответ. Гиперактивный ребенок не умеет ждать. Он как бы не успевает себя остановить. Часто эти дети очень эмоциональны и имеют проблемы с памятью. В подростковом возрасте, как правило, они неорганизованны: не могут спланировать день, опять-таки забывают многие вещи. Став взрослыми, часто не могут правильно распределить финансы.

Существуют ли методы приучения к порядку и дисциплине гиперактивных детей?

Иногда считают, что ребенку с повышенной активностью можно всё  прощать только потому, что у него наблюдаются проблемы физического и психического характера. Понимание определённых пределов дозволенного необходимо каждому человеку для формирования чувства безопасности. Гиперактивные мальчики и девочки не составляют исключения из этого правила. Эти дети должны нести такую же ответственность за своё поведение, как и остальные члены семьи.

Конечно, все требования, предъявляемые ребёнку, как и меры  наказания, должны соответствовать его специфическим особенностям и возможностям.  Например, в некоторых семьях в порядке наказания детям приказывают сидеть час-два на стуле. Для гиперактивного ребёнка совершенно невозможно оставаться в таком положении даже непродолжительное время.

 

Рекомендации родителям по воспитанию гиперактивных детей:          1. В отношениях с ребенком придерживайтесь "позитивной модели". Хвалите его в каждом случае, когда он это заслужил, подчеркивайте даже незначительные успехи. Помните, что гиперактивные дети игнорируют выговоры и замечания, но чувствительны к малейшей похвале.

  1. Не прибегайте к физическому наказанию. Помните, что ваши отношения с ребенком должны основываться на доверии, а не на страхе. Он всегда должен чувствовать вашу помощь и поддержку. Совместно решайте возникшие трудности.
  2. Чаще говорите "да", избегайте слов "нет" и "нельзя".
  3. Если вы что-то запрещаете ребенку, постарайтесь объяснить, почему это делаете.
  4. Поручите ему часть домашних дел, которые необходимо выполнять ежедневно (вытирать пыль на своем столе, кормить собаку и т. д.) и ни в коем случае не выполняйте их за него.
  5. Заведите "Дневник самоконтроля" и отмечайте в нем вместе с ребенком его успехи дома, в детском саду и школе. Примерные графы: выполнение домашних обязанностей, поведение в саду, учеба в школе, выполнение домашних заданий.
  6. Введите бальную или знаковую систему вознаграждения (можно каждый хороший поступок отмечать звездочкой, а определенное их количество вознаграждать игрушками, сладостями или давно обещанной поездкой).
  7. Избегайте завышенных или, наоборот, заниженных требований к ребенку. Старайтесь ставить перед ним задачи, соответствующие его способностям.
  8. Определите для ребенка рамки поведения — что можно и что нельзя. Вседозволенность однозначно не принесет никакой пользы. Несмотря на наличие определенных недостатков, гиперактивные дети должны справляться с обычными для всех подрастающих детей проблемами. Эти дети не нуждаются в том, чтобы их отстраняли от требований, которые применяются к другим.
  9. Не навязывайте ему жестких правил. Ваши указания должны быть указаниями, а не приказами. Требуйте выполнения правил, касающихся его безопасности и здоровья, в отношении остальных не будьте столь придирчивы.
  10. Вызывающее поведение Вашего ребенка — его способ привлечь Ваше внимание. Проводите с ним больше времени: играйте, учите, как правильно общаться с другими людьми, как вести себя в общественных местах, переходить улицу и другим социальным навыкам.
  11. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Прием пищи, игры, прогулки, отход ко сну должны совершаться в одно и то же время. Награждайте ребенка за его соблюдение.
  12. Дома следует создать для ребенка спокойную обстановку. Идеально было бы предоставить ему отдельную комнату. В ней должно быть минимальное количество предметов, которые могут отвлекать, рассеивать его внимание. Цвет обоев должен быть не ярким, успокаивающим. Очень хорошо организовать в его комнате спортивный уголок (с перекладиной для подтягивания и гантели для соответствующего возраста, эспандеры, коврик и др.).
  13. Если ребенку трудно учиться, не требуйте от него высоких оценок по всем предметам. Достаточно иметь хорошие отметки по 2-3 основным.
  14. Создайте необходимые условия для работы. У ребенка должен быть свой уголок, во время занятий на столе не должно быть ничего, что отвлекало бы его внимание. Над столом не должно быть никаких плакатов и фотографий.
  15. Избегайте по возможности больших скоплений людей. Пребывание в магазинах, на рынках и т. п. оказывает на ребенка чрезмерное возбуждающее действие.
  16. Оберегайте ребенка от переутомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию двигательной подвижности. Не позволяйте ему подолгу сидеть у телевизора.
  17. Старайтесь, чтобы ребенок высыпался. Недостаток сна ведет к еще большему ухудшению внимания и самоконтроля. К концу дня ребенок может стать неуправляемым.
  18. Развивайте у него осознанное торможение, учите контролировать себя. Перед тем, как что-то сделать, пусть посчитает от 10 до 1.
  19. Помните! Ваше спокойствие — лучший пример для ребенка.
  20. Давайте ребенку больше возможности расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе — длительные прогулки, бег, спортивные занятия. Развивайте гигиенические навыки, включая закаливание. Но не переутомляйте ребенка.
  21. Воспитывайте у ребенка интерес к какому-нибудь занятию. Ему важно ощущать себя умелым и компетентным в какой-либо области. Каждому надо быть в чем-то "докой". Задача родителей — найти те занятия, которые бы удавались ребенку и повышали его уверенность в себе. Они будут "полигоном" для выработки стратегии успеха. Хорошо, если в свободное время ребенок будет занят своим хобби. Однако не следует перегружать ребенка занятиями в разных кружках, особенно в таких, где значительные нагрузки на память и внимание, а также, если ребенок особой радости от этих занятий не испытывает.

 

Важно не игнорировать проблему, списывая невнимательность или гиперактивность ребенка на возрастной кризис или простой каприз. Чем раньше приступить к терапии недостатка внимания, тем быстрее удастся добиться результата, а малыш и родители станут более счастливыми.

 

Консультации по данному вопросу можно получить у учителя-дефектолога детского сада (см. раздел Работа пункта коррекционно-педагогической помощи), а также у специалистов ЦКРОиР «Веда» г. Бреста.

Записаться в ЦКРОиР «Веда» можно  по будням с 8.30 до 16.30 по телефону в г. Бресте: 32-16-79.

 

свернуть

О том, как важно вовремя научить малыша жевать и как это влияет на развитие речи

О том, как важно вовремя научить малыша жевать

 и как это влияет на развитие речи.

 

К основным навыкам самообслуживания относятся, помимо прочего, и навыки приема пищи: умение жевать с закрытым ртом, пользоваться ложкой, держать ложку, набирать в нее еду, подносить ко рту, пить из чашки, брать продукты самостоятельно, откусывать кусочки хлеба. Всему этому ребенка обучают родители.

!!! Навык еды — база для развития речи.

Если рассматривать речь с физиологической точки зрения, то она представляет собой сложный двигательный процесс, который образуется на основе движения речевой мускулатуры, включая дыхательные мышцы и мышцы гортани. Очень важную роль в развитии речевой функции у детей раннего возраста играет процесс жевания и глотания.

Почему же так важно научить малыша правильно жевать?

Тренировка челюсти, зубов. Жевательный аппарат без нагрузки выходит из строя быстрее. Мышцы артикуляционного аппарата не тренируются. Язык и щеки становятся малоподвижными, рот приоткрыт. Формируется неправильный (ротовой) тип дыхания. Слабый, короткий вдох при таком дыхании приводит к снижению уровня кислорода, поступающего в мозг, нарушаются мозговые процессы.

Поэтому так важно обучать ребенка жеванию, предлагать твердую пищу. Это приводит к развитию мышечного тонуса. В звукопроизношении это проявляется в способности удерживать артикуляционную позу. А чередование процессов жевания-глотания формирует способность переключения с движения на движение, что дает возможность переключаться со слога на слог, со слова на слово.

Формирование навыка глотания жесткой пищи. Малыш понимает, что чем лучше он прожует, тем легче маленький кусочек пройдет через глотку, сглатывать ему будет легко. Ребенок проанализирует, сколько нужно откусывать, чтобы пища перемещалась во рту. То есть жевание — это и физический, и интеллектуальный процесс одновременно.

По мере прорезывания молочных зубов сосание заменяется жеванием, тип глотания перестраивается на соматический. При долгом употреблении мягкой пюреобразной пищи, сосании соски тип глотания остается инфантильным. В дальнейшем это влияет на неправильное формирование прикуса, межзубное произношение звуков, вялость мышц артикуляционного аппарата.

Правильная работа органов артикуляции в процессе жевания включает следующие компоненты: боковое движение языка, перемещение небольшого количества пюре по сторонам полости рта. Язык поворачивается из прямого положения в боковое. Ребенок должен уметь разъединять язык и нёбо и двигать языком из стороны в сторону, при этом не двигая челюстью. Развитию данного движения способствует слизывание еды из уголков рта и с задней части ложки. Еще это способствует растяжению язычной уздечки.

Очень важно поработать над укусом, чтобы улучшить работу мышц. Когда ребенок ест твердую пищу, например, яблоко, он кусает его более 20 раз в одном и том же месте. Навык кусания и жевания укрепляется, развиваются движения языка. Ребенок осознанно и уверенно перемещает пищу к зубам.

Развитие речи. В процессе жевания и глотания задействованы те же мышцы, что отвечают за артикуляцию. Тренируясь откусывать и пережевывать, малыш учится произносить звуки, слова и правильно дышать во время произношения. Навык жевания активизирует артикуляционную моторику.

Примерный возраст освоения навыков приема пищи

 (для родителей малышей):

4 месяца — малыш во время кормления придерживает руками грудь матери или бутылочку.

5 месяцев — ест с ложки полугустую и густую пищу.

6 месяцев — хорошо ест с ложки, снимая пищу губами; пьет из чашки небольшое количество жидкой пищи. Когда ребенок пьет из чашки, мышцы лица работают совсем не так, как при сосании бутылочки. Эти движения представляют собой хорошую гимнастику для детей с пониженным тонусом мышц языка и рта.

7 месяцев — ребенок пьет из чашки, которую придерживает взрослый.

8 месяцев — ест корочку, которую удерживает в руке.

12 месяцев — самостоятельно пьет из чашки.

1 год 3 месяца — самостоятельно ест густую еду ложкой.

1 год 6 месяцев — ест ложкой жидкую еду, например, суп.

Сначала помогайте ребенку, ведите его руку своей рукой, но постепенно предоставляйте малышу все больше свободы в этом действии. Игры с едой, когда малыш активно изучает все, что видит перед собой на столе, можно обратить в плюс. Если ребенок запустил пальцы в йогурт, постарайтесь сделать так, чтобы он их облизал; если схватил ложку, пусть поднесет ее ко рту. Так вы научите его самостоятельности.

 

Рекомендации родителям:

  • Учите ребенка кушать с закрытым ртом.
  • Приучайте любить кушать твердую пищу (яблоко, морковь, сухофрукты и т. п.).
  • Через игру имитируйте животных, показывая, как идет лошадка (цоканье языком), сделайте грибочек (прилепить к нёбу), заводим машину (дррррр) и т. д.
  • Покупайте полезные для дыхания игрушки: вертушки, мыльные пузыри, обучайте сдувать листочек, дуть на одуванчик и др.
  • Маленьких детей следует стимулировать к речи: не давать предмет, если малыш только протянул ручку. Скажите ему «дай», ждите, чтоб малыш повторял за вами это слово. Затем показываете на предмет: «Дай мяч», малыш повторяет «дай мяч».
  • Рассказывайте детям о том, что они видят вокруг, опираясь на эмоции: «Смотри, какая радуга! Знаешь, сколько в радуге цветов? Посчитаем? Верно, их семь: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. А давай выучим стишок про радугу, в нем каждое слово начинается на букву цвета радуги, чтоб не забыть, что за чем идет, сравни: каждый охотник желает знать, где сидит фазан (и обязательно поясните, кто такой фазан J)
  • Развивайте мелкую моторику детей, просите помочь перебрать фасоль, горох, нанизывать бусины на нитку, завязывать самому шнурки, держать правильно карандаш при рисовании, лепите с ним. Двигательные и речевые центры мозга находятся близко друг к другу и способны оказывать влияние друг на друга. Поэтому развитие мелкой моторики рук очень важно для психофизического развития и развития речи ребенка.
  • Приучайте правильной осанке, а также сидеть, не подпирая голову руками. Связующим звеном между осанкой и формированием речи является прикус (рис 1). Для формирования правильной речи очень важна полноценная работа мышц языка, гортани, и губ. При неправильном прикусе функции этих структур нарушаются.

 

 
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • И в заключение: не забывайте давать положительную оценку верным действиям ребенка! Любая похвала положительно влияет на достижение хорошего результата.
свернуть

Советы дефектолога родителям для развития речи ребенка

Советы дефектолога родителям для развития речи ребёнка:

СОВЕТ 1 – Развитию речи способствует ранний отказ от пустышки. Пустышки относительно безвредны на первом году жизни крохи. Если давать их и после этого срока, зубки и язычок начинают занимать неправильное положение во рту, может образоваться щель или сформироваться неправильный прикус. Пострадает и произношение.

СОВЕТ 2 – Переход к твёрдой пище (для правильного формирования челюсти и уклада языка) ускорит развитие речи.

СОВЕТ 3 – Озвучивайте любую ситуацию. С рождения малыш воспринимает звуки окружающего мира и речь людей (особенно мамы). Даже если вы молчаливы от природы – все равно говорите с ребенком. Недостаток общения может значительно задержать развитие речи. Ребенок легче понимает обращенную речь, если она объясняет то, что происходит с ним и вокруг него. Поэтому сопровождайте свои действия словами.

СОВЕТ  4 – Уважайте попытки ребенка говорить. Встречается крайность – слишком активные взрослые, которые за ребёнка всё спросят, ответят, сделают. Давайте малышу выговориться, с интересом выслушивая его.

СОВЕТ 5 – Не говорите в пустоту, смотрите ребенку в глаза. Это особенно важно, если ваш кроха чрезмерно активный, постоянно двигается.

СОВЕТ 6 – Не сюсюкайте! То, что слышит ребенок от окружающих, является для него речевой нормой. Если постоянно говорить, к примеру, «какой ты у меня хоЛЁшенький», то ребёнок так и будет говорить. Сюсюканье тормозит речевое и психическое развитие.

СОВЕТ 7  Нечёткая речь может появиться у детей, если окружающие его люди быстро говорят. Малыш просто не успевает расслышать слово или фразу. Речь взрослых сливается в невоспринимаемую массу звуков. Сначала страдает понимание речи – ребенок не улавливает, что от него хотят. А позже начинает говорить смазанно. Возможно появление заикания, так как ребёнок старается копировать ускоренный темп речи взрослых. Поэтому говорите размеренно, четко.

СОВЕТ 8 – То же, но по-разному. Повторяйте много раз одно и то же слово, фразу (меняя порядок слов). Чтобы ребенок усвоил новое слово, употребляйте его не единожды и в разных контекстах.

СОВЕТ 9 – Способствует развитию речи и эмоциональное пересказывание сказок, обязательно сопровождающееся движением (как зайка прыгает, как лисичка крадётся, как ёжик пыхтит и т.п.).

СОВЕТ 10 – Уделите внимание развитию общей и кистевой моторики (центры речи и движения руки расположены в коре мозга рядом, будет работать рука – раздражение в мозге затронет центр речи, простимулирует его работу); игры с мячом, чтобы работал весь плечевой пояс.

СОВЕТ 11 – Рисование на вертикальной поверхности (рулон обоев на дверь) двумя руками одновременно, чтобы стимулировать работу обоих полушарий. Рисовать и комментировать, например, «мы рисуем дождик. Кап-кап-кап» и т. д.

СОВЕТ 12 – Оберегайте физическое и психическое здоровье ребенка. Часто болеющие дети и дети с неустойчивой психикой больше подвержены речевым расстройствам. Важны закаливание и положительная атмосфера в семье. Привычку выяснять отношения при ребёнке нужно искоренять, избегать совместного просматривания фильмов ужасов и пр.

СОВЕТ 13 – Ведите дневник, в котором фиксируйте речевые достижения ребенка, записывайте, сколько слов он понимает, какие произносит.

СОВЕТ 14 – Будьте терпеливы, снисходительны и … осторожны. Если ребенок неверно произносит звуки, не смейтесь, не повторяйте неправильное произношение. Побуждайте ребенка послушать правильное произнесение и попытаться его повторить.

СОВЕТ 15 – ТОЛЬКО ВЫ!

 

 Помните: только вы способны помочь ребенку развиваться гармонично. Не забывайте активно радоваться его успехам, чаще хвалите своего малыша!

 

свернуть

Сколько занятий нужно, чтобы поставить звук?

Сколько занятий нужно, чтобы поставить звук?

Дать точный ответ на вопрос, сколько точно необходимо занятий, чтобы поставить звук, не сможет ни один опытный логопед. К сожалению, нет волшебной таблеточки, чудо кнопочки, чтобы всё исправить в один миг.

Логопедическая работа - это совместная работа логопеда и семьи с ребёнком.

Факторы, которые влияют на разницу  в скорости

коррекции звуков:

  • Регулярность посещения занятий ребенком. Если посещать нерегулярно, зачастую данные знания и навыки теряются или не получают своего развития, и процесс логопедической работы замедляется.
  • Касаемо самого ребенка, многое зависит от его индивидуальных, возрастных и психологических особенностей.

 

Часто путают «постановку звука» с полной коррекцией звукопроизношения. Нужно знать, что постановка звука – это лишь один из этапов коррекционной работы. Бывает так, что звук "появляется" на первых занятиях. А дальше этот новый звук необходимо еще и ввести в речь (автоматизировать), а на это требуется время.

Сроки зависят от количества звуков, нуждающихся в исправлении – на автоматизацию одного звука уходит 35- 45 дней (и это придумали не логопеды, это физиологические сроки формирования привычки для любого человека). Соответственно исправление нескольких звуков требует большего времени, чем один звук.

Почему так? Потому что  у ребенка к определенному возрасту сложилась неправильная привычка произношения. Задача логопеда:

а) подготовить артикуляционный аппарат к овладению звуками (здесь и моторика речевого аппарата, и дыхание, и умение слЫшать звук верно);

б) обучить верному произношению звука;

в) отучить от неверного;

г)сформировать новую привычку по правильному употреблению звука в свободной речи (не думая, как поставить язык и как дуть);

Легко ли это ребенку? Попробуйте приучить себя класть ключи в другое место и брать их оттуда J

         Таким образом, в этом процессе нужно набраться терпения, регулярно посещать логопедические занятия, верить в своего ребенка, а также важно участие родителей в процессе коррекции - закреплять дома новые навыки, чтобы довести их до автоматизма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

свернуть