Гражданско- патриотическое воспитание

Государственные праздники, праздничные дни, памятные даты в Республике Белару

 

 КАЛЕНДАРЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРАЗДНИКОВ, ПРАЗДНИЧНЫХ ДНЕЙ, ПАМЯТНЫХ И ПРАЗДНИЧНЫХ ДАТ

  1. Государственные праздники, праздничные дни, памятные даты в Республике Беларусь

Государственные праздники:

День Конституции – 15 марта;

День единения народов Беларуси и России – 2 апреля;

День Победы – 9 мая;

День Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь – второе воскресенье мая;

День Независимости Республики Беларусь (День Республики) – 3 июля. 

День народного единства – 17 сентября.

Общереспубликанские праздничные дни:

Новый год – 1 и 2 января;

День защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь – 23 февраля;

День женщин – 8 марта;

Праздник труда – 1 мая;

День Октябрьской революции – 7 ноября.

Профессиональные и прочие праздничные дни:

День спасателя – 19 января;

День белорусской науки – последнее воскресенье января;

День печати – 5 мая;

День семьи – 15 мая;

День пионерской дружбы – 19 мая;

День молодежи и студенчества – последнее воскресенье июня;

День знаний – 1 сентября;

День белорусской письменности – первое воскресенье сентября;

День библиотек – 15 сентября;

День пожилых людей – 1 октября;

День учителя – первое воскресенье октября;

День матери – 14 октября;

День инвалидов Республики Беларусь – 3 декабря;

День прав человека – 10 декабря;

День белорусского кино – 17 декабря.

Памятные даты:

День памяти воинов-интернационалистов – 15 февраля;

День чернобыльской трагедии – 26 апреля;

День всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны – 22 июня.

 

  1. Праздничные даты (международные дни, учрежденные ООН, иными организациями, общественными объединениями)

Всемирный день заповедников и национальных парков – 11 января;

День юного героя-антифашиста – 8 февраля;

Всемирный день радио – 13 февраля;

Международный день родного языка – 21 февраля;

Международный день борьбы с наркоманией и наркобизнесом – 1 марта;

Всемирный день дикой природы – 3 марта;

Всемирный день поэзии – 21 марта;

Международный день лесов – 21 марта;

Всемирный день водных ресурсов – 22 марта;

Всемирный день театра – 27 марта;

Международный день детской книги – 2 апреля;

Международный день спорта на благо мира и развития – 6 апреля;

Всемирный день здоровья – 7 апреля;

Международный день освобождения узников концлагерей – 11 апреля;

Международный день полета человека в космос – 12 апреля;

Международный день памятников и исторических мест – 18 апреля;

Международный день Матери-Земли – 22 апреля;

Всемирный день книги и авторского права – 23 апреля;

Всемирный день охраны труда – 28 апреля;

Дни памяти и примирения, посвященные погибшим во Второй мировой войне – 8-9 мая;

Международный день музеев – 18 мая;

Всемирный день культурного разнообразия во имя диалога и развития – 21 мая;

Международный день биологического разнообразия – 22 мая;

Всемирный день без табака – 31 мая;

Международный день защиты детей – 1 июня;

Всемирный день окружающей среды – 5 июня;

День юннатского движения – 15 июня;

Международный день борьбы со злоупотреблением наркотическими средствами и их незаконным оборотом – 26 июня;

Международный день дружбы – 30 июля;

Всемирный день борьбы с торговлей людьми – 30 июля;

Международный день молодежи –12 августа;

Международный день благотворительности – 5 сентября;

Международный день грамотности – 8 сентября;

Всемирный день предотвращения самоубийств – 10 сентября;

Международный день демократии – 15 сентября;

Международный день охраны озонового слоя – 16 сентября;

Международный день мира – 21 сентября;

Всемирный день туризма – 27 сентября;

Международный день пожилых людей – 1 октября;

Международный день музыки – 1 октября;

Международный день социального педагога – 2 октября;

Всемирный день защиты животных – 4 октября;

Всемирный день учителей – 5 октября;

День Организации Объединенных Наций – 24 октября;

Международный день школьных библиотек – 26 октября;

Всемирный день городов – 31 октября;

Всемирный день науки за мир и развитие – 10 ноября;

Международный день энергосбережения – 11 ноября;

Всемирный день ребенка – 20 ноября;

Всемирный день приветствий – 21 ноября;

Всемирный день борьбы со СПИДом – 1 декабря;

Международный день инвалидов – 3 декабря;

Международный день добровольцев во имя экономического и социального развития (Всемирный день волонтеров) – 5 декабря;

Всемирный день прав человека – 10 декабря;

Международный день солидарности людей – 20 декабря.

свернуть

Подборка детских литературных произведений гражданско-патриотической направленности.

Подборка детских литературных произведений

гражданско-патриотической направленности.

 

Примерный список литературы для чтения детям 4-5 лет.

Произведения по теме «Я и моя семья»

(образ «я», взаимоотношения в семье и с близкими людьми)

«Гуси-лебеди» русская народная сказка

А. Барто  «Вовка – добрая душа», «Дома», «В пустой квартире», «Младший брат»

А. Гайдар «Чук и Гек» (главы)

А. Раскин «Как папа бросил мяч под автомобиль», «Как папа укрощал собачку»

В. Берестов «Король Люлю»

В. Бианки «Аришка – трусишка»

В. Вересаев «Братишка»

В. Драгунский «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок», «Чики-брык»

В. Осеева «Просто старушка», «Волшебное слово»

В.В. Маяковский  «Что  такое хорошо  и  что  такое  плохо»;

Д. Габе «Моя семья»

Е. Благинина «Посидим в тишине», «Мать», «Вот какая мама», «Наш дедушка», «Научу обуваться и братца»

З. Воскресенская «Секрет»

Л. Квитко «Бабушкины руки»

Л. Толстой «Косточка», «Прыжок», басни

М. Зощенко «Показательный ребёнок»

М. Дружинина «Девочка наоборот», «Открытка»

Н. Носов «Ступеньки», «Шурик у дедушки»

Н. Артюхова «Большая береза»

О. Бундур «Про любовь», «Воскресенье», «Семья», «Папу с мамой берегу»

П. Воронько «Мальчик Помогай»

С. Михалков «Недотёпа»

С. Прокофьева  «Сказка о грубом слове «уходи»»;

Сестрица  Алёнушка и братец Иванушка» русская народная сказка

Т. Агибалова «В семейном кругу», «Что может быть семьи дороже?»

Я. Аким «Неумейка», «Мужчина в доме», «Мой брат Миша»

 

Произведения по теме «Родина моя»

(наша страна, наша армия, освоение космоса)

А. Барто «На заставе»

А. Леонов «Шаги над планетой»

А. Митяев «12 апреля – день космонавтики», «Мешок овсянки», «Землянка»

В. Бороздин «Первый в космосе»

В. Кащенко «Найди созвездие»

В. Медведев «Звездолёт Брунька»

 

Е. Благинина «Шинель»

К. Булычёв «Тайна третьей планеты»

К. Чуковский  «Федорино  горе»

Л. Кассиль «Сестра», «Памятник советскому солдату», «Твои защитники»

Н. Носов «Незнайка на луне»

П. Клушанцев «О чём рассказал телескоп»

С. Алексеев «Первый ночной таран»

 

Примерный список литературы для чтения детям 5-6 лет.

Произведения по теме «Я и моя семья»

В. Осеева «Просто старушка».

Г. Браиловская «Наши мамы, наши папы».

Д. Габе «Моя семья».

П. Воронько «Мальчик Помогай»

Я Сегель «Как я был мамой»

«Что такое хорошо и что такое плохо»

 

Произведения по теме «Родина моя»

А. Митяев «Мешок овсянки»

А. Прокофьев «Родина»

А. Твардовский «Рассказ танкиста»

В. Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом»

Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?»

Е. Благинина «Мамин день», «Посидим в тишине»

Е. Пермяк «Мамина работа»

З. Александрова «Дозор», «Родина»

К. Симонов «Сын артиллериста»

Л. Квитко «Бабушкины руки»

М Исаковский «Здесь похоронен красноармеец», «Навек запомни»

М. Родина «мамины руки»

М.Ю. Лермонтов «Родина»

О. Высотская «Мой брат уехал на границу», «У телевизора».

С. Баруздин «Слава», «Страна, где мы живём», «За Родину»

С. Михалков «Моя улица»

 

Примерный список литературы для чтения детям 6-7 лет.

Произведения по теме «Я и моя семья»

А. Гайдар «Чук и Гек» (главы).

А. Раскин «Как папа бросил мяч под автомобиль», «Как папа укрощал собачку».

В. Бианки «Аришка – трусишка».

В. Вересаев «Братишка».

В. Драгунский «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок».

В. Маяковский «Что такое хорошо».

В. Орлов «Кто – то», «Гости», «Не бойся, бабушка!», «Родня»

В. Осеева «Просто старушка»

Г. Браиловская «Наши мамы, наши папы».

Г. Глушнёв «Мама»

Д. Габе «Моя семья».

Е. Благинина «Аленушка», «Посидим в тишине».

З. Воскресенская «Секрет».

Л. Квитко «Бабушкины руки».

Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек», «Косточка», «Прыжок», басни.

М. Ветров «Мой папа – рыбак»

М. Зощенко «Показательный ребёнок».

Н. Измайлова «Джигит»

Н. Носов «Ступеньки», «Шурик у дедушки».

П. Воронько «Мальчик Помогай».

С. Смоленцева-Коростылёва «В гостях у бабушки»

Султание «Спасибо, сынок», «Вечерние сказки»

Ш. Перро «Мальчик – с пальчик»

Я. Сегель «Как я был мамой»

 

Произведения по теме «Родина моя»

А. Барто «Веревочка», «На заставе»

А. Дугилов «Моя улица».

А. Леонов «Шаги над планетой»

А. Митяев «12 апреля – день космонавтики», «Землянка», «Мешок овсянки»

А. Прокофьев «Родина»

А. Твардовский «Рассказ танкиста»

В. Бороздин «Первый в космосе»

В. Кащенко «Найди созвездие»

В. Медведев «Звездолёт Брунька»

В.Н.Орлов «Парад», «Салют», «Рисунок», «Старший брат», «Что нельзя купить»

Е. Благинина «Шинель»

З. Александрова «Дозор», «Родина»

К. Булычёв «Тайна третьей планеты»

Л. Кассиль «Сестра», «Памятник советскому солдату», «Твои защитники»

М. Исаковский «Здесь похоронен красноармеец»

М.Ю. Лермонтов «Родина»

Н. Носов «Незнайка на луне».

О. Высотская «Мой брат уехал на границу», «У телевизора»

П. Клушанцев «О чём рассказал телескоп»

С. Алексеев «Первый ночной таран», «Дом»

С. Михалков «Моя улица»

С. Баруздин «За Родину»

С.Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»

Ю.А. Гагарин «Вижу землю»

свернуть

Консультация для родителей «Воспитание у дошкольников любви к малой Родине»

Консультация для родителей

«Воспитание у дошкольников любви к малой Родине»

 

Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.

Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю».

Любовь к Родине начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением; с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе.

Есть Родина большая и родина малая. Большая Родина – это наша страна Республика Беларусь. А малая родина – это место, где человек родился и живет.

Организовывайте поездки, экскурсии по родному краю. Вы удивитесь сами, и обогатите внутренний мир вашего ребёнка открывшимися возможностями. Красота природы, богатое историческое прошлое и настоящее края, таланты народа, его уникальные умения в прикладном народном творчестве, настоящая кладовая познаний родного края.

Уважаемые родители! Поставьте своей целью воспитать у своих детей любовь к своей станице. Но прежде вам самим необходимо изучить её историю, посетить музеи и памятные места.

Воспитание детей – дело не только нас, воспитателей и педагогов. Неотъемлемой частью в этом деле является личный пример родителей. Вы, уважаемые родители – первые воспитатели ребёнка. Поэтому, в выходные дни совершайте с детьми экскурсии по памятным местам. К. Паустовский говорил: «человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца» Но нельзя любить то, чего не знаешь. Поэтому наша задача – научить детей любить свой край, а, следовательно, больше узнавайте о нём, умейте ценить его историю.

Уважаемые родители! Любите свой край! И свою любовь к нему передавайте детям.

Рекомендации для родителей.

Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.

Обращайте внимание ребенка на красоту родного города.

Во  время  прогулки  расскажите,  что  находится  на  вашей  улице, поговорите о значении каждого объекта.

Дайте  представление  о  работе  общественных  учреждений:  почты, магазина, библиотеки и т. д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.

Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.

Расширяйте собственный кругозор.

Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.

Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа

Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.

 

свернуть

Консультация для родителей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Консультация для родителей

«Патриотическое воспитание дошкольников»

Первые чувства патриотизма. Доступны ли они в дошкольном возрасте? Можно сказать, что да, дошкольнику доступны чувства любви к своей семье, родному краю, городу, родной природе. Это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе повседневного целенаправленного воспитания.

На современном этапе воспитание будущего гражданина патриота своей страны становится очень актуальным и особенно трудным, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение нравственным содержанием, раскрывали бы новые, ранее неизвестные или непонятные малышу стороны окружающей действительности.

Уже в дошкольном возрасте ребенок должен знать, в какой стране он живет, чем она отличается от других стран. Нужно как можно больше рассказывать детям о городе, в котором они живут; воспитывать чувство гордости за свой город. Приучать детей бережно относиться к тому, что создано бабушками, дедушками, мамами и папами. Поддерживать чистоту и порядок в общественных местах, участвовать в создании красоты и порядка в своем дворе, подъезде, на улице, в парках, в детском саду.

Существуют разнообразные формы воспитания у детей патриотических чувств. Это беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы и детский фольклор региона в котором он живет, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания и, конечно, личный пример родителей.

Через изучение истории и традиций предков, воспитывается гордость и уважение к родной земле. Важная роль здесь принадлежит сказкам, которые передаются от поколения к поколению и учат добру, дружбе, взаимопомощи и трудолюбию. Самобытный народный фольклор – прекрасный материал, формирующий любовь к Родине и патриотическое развитие детей. Также стоит познакомить их с культурой, обычаями и традициями других народов, сформировать к ним дружелюбное отношение.

Детям свойственны неустойчивость внимания, утомляемость и кратковременность интересов. Поэтому патриотическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает неоднократное обращение к определённым темам, для формирования к ним стойкого интереса. Для раскрытия той или иной темы лучше всего использовать процесс игры.        Например, детям очень интересно будет играть в «путешествия», во время которых они смогут узнать что – то новое о малой или большой Родине, других странах.

Дети обладают наглядно – образным мышлением, поэтому для лучшего усвоения новой информации родителям стоит воспользоваться иллюстрациями, художественной литературой и всевозможными наглядными предметами. Так посещение музеев откроет перед детьми новые возможности для изучения истории и быта родной земли.

Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Она определяется бережным отношением к ней, выражается в элементарной заботе о животных, в доступном труде по выращиванию растений. Большое значение имеют прогулки в лес, на реку, в поле. Они дают возможность познакомить детей с некоторыми правилами бережного отношения к природе. При ознакомлении с природой родной страны акцент делается на ее красоту и разнообразие, на ее особенности. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.

свернуть

"Письмо о Беларуси"

В нашем детском саду 3 ноября  прошло патриотическое музыкальное развлечение "Письмо о Беларуси".

В ходе воспитательно-патриотического мероприятия дети совершили заочное путешествие (виртуальное) по Республике Беларусь, вместе с педагогами составили письмо друзьям из других стран, в котором они рассказали о символике и символах нашей страны, достопримечательностях республики и нашего города Брест. Мероприятие сопровождалось танцами, стихами и песнями белорусских авторов и композиторов.

Воспитание чувства патриотизма у детей дошкольного  возраста - кропотливая работа, которая должна вестись систематически, планомерно, во всех возрастных группах, разных видах деятельности и по разным направлениям.

свернуть

Организация работы воспитателя дошкольного образования по гражданско-патриотическому воспитанию детей в условиях учреждения дошкольного образования

Через века, через года - помним!

Гражданско-патриотическое воспитание является одной из основных задач учреждения дошкольного образования. Дошкольное учреждение – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально – практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Мы, педагоги, формируем у детей такие важные черты, как любовь к родному краю, Родине, истории, уважение к людям других национальностей.

Работа по гражданско-патриотическому воспитанию включает несколько основных направлений: экологическое, эстетическое, историко-краеведческое, культурное, физическое и трудовое. Гражданско-патриотическое воспитание в учреждении дошкольного образования обеспечивает планомерную и последовательную передачу исторического и социального опыта белорусского народа, воспитание уважения и гордости к государственным символам Республики Беларусь. Интерес ребенка к изучению такого объемного материала в значительной мере зависит от содержания образования. Поэтому гражданско-патриотическое воспитание не просто реализуется традиционными методами образования, а черпает источники из педагогических идей белорусского народа, в основе которых культ человека, культ высокой морали и красоты, культ доброты. Тогда эмоционально-познавательные впечатления ребенка мотивируют к овладению родным языком, соблюдению народных и государственных традиций, стремление приобщаться к белорусской культуре.

Цель гражданско-патриотического воспитания направлена на формирование первоначальных представлений о родном крае, уважительного отношения к ним, воспитание нравственности, патриотических чувств, гражданственности, трудолюбия,  приобщение к национальным ценностям, национальным культурным традициям,  сопричастности к современным событиям.

Реализация содержания гражданско-патриотического воспитания дошкольников обеспечивает формирование у них нравственных норм и приобретение социального опыта.

Задачи гражданско-патриотического воспитания дошкольников определены в Учебной программе дошкольного образования:

Формировать представления о:

родном населенном пункте, областных городах Республики Беларусь, их достопримечательностях;

столице Республики Беларусь – городе Минске, ее достопримечательностях (Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны, Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь и др.);

природных символах Беларуси (сосна, зубр, аист, цветок василька, лен, клевер);

Государственном флаге Республики Беларусь как одном из национальных символов, значении цветов и орнамента флага;

элементах Государственного герба Республики Беларусь, отражающих неповторимость и богатство культурных традиций, быта и природы Беларуси;

людях, прославивших Беларусь (просветителях, деятелях культуры и науки, спортсменах и др.), их деятельности и достижениях;

государственных праздниках и общереспубликанских праздничных днях (День Независимости Республики Беларусь (День Республики), День Победы, День защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь, Новый год, День женщин, Праздник труда и др.);

скульптурно-архитектурных объектах, сооружениях (памятники, мемориальные и историко-культурные комплексы и др.), возведенных на территории нашей страны и посвященных событиям Великой Отечественной войны (мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой», монумент Победы, мемориальный комплекс «Курган Славы» и др.);

белорусской армии, трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность; о том, как в годы войн храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы;

Формировать (развивать) умения:

показывать на карте географическое положение Республики Беларусь;

рассказывать (с помощью взрослого) о государственных символах Республики Беларусь;

соблюдать правила поведения на церемонии подъема Государственного флага Республики Беларусь и исполнения Государственного гимна Республики Беларусь (слушать и исполнять гимн стоя, мальчикам снимать головные уборы);

рассказывать (с помощью взрослого и самостоятельно) о государственных праздниках и общереспубликанских праздничных днях, принимать активное участие в их подготовке и праздновании (украшать группу, готовить подарки, исполнять песни, стихи, пляски);

рассказывать о скульптурно-архитектурных объектах, сооружениях, посвященных событиям Великой Отечественной войны;

Воспитывать:

чувство патриотизма и любви к Родине;

уважительное отношение к героическому прошлому своего народа, ценностное отношение к жизни и миру;

уважение к защитникам Отечества;

уважительное отношение к истории и культуре своей страны, народа.

Гражданско-патриотическое воспитание предполагает процесс передачи ценностей и норм культуры одного поколения другому, творческое овладение достижениями культуры, бережным отношением к национальным традициям своего народа.        

Содержание гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста  можно раскрыть через следующие познавательные направления:

   1. История Беларуси: возникновение и развитие

Задача: формировать первоначальные представления и элементарные понятия об историческом пути белорусского народа на основе знакомства дошкольников с важнейшими событиями отечественной истории.

Содержание:

  • природоведческие сведения: географические особенности родного края, климат, природа, природоохранная деятельность жителей Беларуси;
  • национальный язык и его ценность; языки национального и межнационального общения;
  • национальная архитектура: жилые поселения (хутор, село, местечко, город); архитектура зданий;
  • сведения из истории семьи и страны: быт предков; родо-словная; памятные места поселка, города и столицы; события Великой Отечественной войны, защитники Отечества;
  • сведения из истории происхождения: названия поселка, города, достопримечательностей, названия Республики Беларусь и её столицы;
  • содружество с другими государствами: в промышленности, творчестве, искусстве, образовании; в период Великой Отечественной войны; ближние и дальние страны, представления о других нациях, их культуре.

В результате познания своей национальной истории у детей дошкольного возраста успешнее формируются положительные взаимоотношения с родными, близкими и окружающими людьми, потребность использовать полученные знания в разных видах деятельности. К основным новообразованиям в этом направлении могут быть отнесены: патриотическое сознание (знания и представления о родном крае) и национальное самосознание (осознание своей национальной принадлежности).   

2. Символы Беларуси

Задачи: формировать гордость и уважение к государственным символам, научить понимать значения Государственного герба Республики Беларусь, Государственного флага Республики Беларусь, уметь исполнять Государственный гимн Республики Беларусь;

Содержание:

  • символы государства: предназначение современных герба, флага и гимна; описание герба и флага; музыка и текст Государственного гимна Республики Беларусь;
  • природные символы страны: животные, птицы, деревья, цветы, которые характерны для Беларуси (сосна, зубр, аист, цветки льна, клевера, василька).

Сущность данного направления состоит в том, что личность формируется как член общества, к которому она принадлежит. Для детей дошкольного возраста патриотические чувства связаны с дифференциацией основных государственных символов, наличием представлений об их ценности, характером чувств и отношений к государственной символике.   

3. Достопримечательности Беларуси

Задача: развивать любознательность к месту, вещи или объекту, заслуживающих особого внимания, знаменитые или замечательные чем-либо, являющиеся историческим наследием, художественной ценностью в своем поселке, улице, городе, столице республики, своей Родине; расширять знания о том, как живут люди в Республике Беларусь, как трудятся, отдыхают.

Содержание:

  • исторические памятники: храмы, монастыри, замки, дворцы, крепости, усадебно-парковые комплексы;
  • архитектурные сооружения: памятники, музеи, театры, библиотеки, стадионы, мосты;
  • природные богатства: ботанический сад, национальные парки, леса, заповедники, реки, озера;
  • ведущие отрасли производства, промышленности, сельского хозяйства: заводы, фабрики;
  • места для отдыха и развлечений: кинотеатр, парк, зоопарк, дельфинарий;
  • национальная кухня: продукты питания, ежедневные и праздничные блюда белорусов, напитки.

Направление ускоряет процесс взаимодействия детей с культурно-исторической средой, адаптации к ней и самореализации с учётом индивидуальных возможностей.

   4. Государственные и народные праздники

Задача: воспитывать культуру организации и проведения значимого в жизни республики события, осознание торжественности государственных праздников; формировать культуру уважительного отношения к национальным традициям и обрядам; формировать сопричастность к современным событиям, первоначальные представления о национальных культурных традициях.

Содержание:

  • государственные праздни­ки: День Конституции, День единения народов Беларуси и России, День Победы, День Государственного герба Ре­спублики Беларусь и Государ­ственного флага Республики Беларусь, День Независимости Республики Беларусь (День Республики);
  • национальные праздники: Рождество, Коляды, Маслени­ца, Пасха, Радуница, Благове­щение, Купалье, Дожинки, День памяти.

В ходе реализации данного направления у детей дошколь­ного возраста формируются личностные качества: эмо­циональная отзывчивость, осознание своей значимости, коммуникативные навыки, толерантность. У них быстрее проявляются положительное отношение к родным, близ­ким и окружающим людям, потребность использовать на­копленные эмоционально-прочувствованные знания в творческой деятельности.   

5. Люди, прославившие Беларусь

Задача: воспитывать уважение к деятельности людей, прославивших нашу Родину: просветителям, национальным героям, Президенту Республики Беларусь, деятелям искусства, ученым, космонавтам, спортсменам и т.д.;  формировать чувство гордости за их деятельность и достижения.

Содержание:

  • защитники Отечества;
  • исторические личности;
  • достижения граждан страны в труде, спорте, науке, искус­стве.

Содержательный компонент направления охватывает по­знавательную сферу, которая связана с осознанием своего отношения к богатому истори­ческому наследию и современ­ным достижениям народа, что позволяет идентифицировать себя как представителя нации и определиться в своей мен­тальности. К основным чертам менталитета белорусов относят толерантность, доброжела­тельность, гостеприимство, добродушие, щедрость, сооб­разительность, поэтичность души и другие положительные качества.

   6. Народные промыслы и искусство Беларуси

Задача: расширять знания о культуре Беларуси, приобщать детей ко всем видам национального искусства, развивать интерес к созданию предметов рукотворного мира и обогащению предметно-развивающей среды дошкольного учреждения; развивать умение осознавать себя во времени (в настоящем, прошлом и будущем), интерес к социальной действительности: к труду взрослых, к взаимоотношениям людей разных профессий.

Содержание:

  • народные промыслы: ткачество; гончарство; токарное ремесло; изготовление мебели;
  • народная медицина: использование продуктов питания в лечебных целях;
  • декоративно-прикладное искусство: ткачество, вышивка, художественное украшение рушников, их предназначение; изделия из соломы, льна, подготовка материала, украшение изделий; керамика и её виды, изделия из глины, процесс лепки; изделия из дерева, лозы, бересты;
  • изобразительное искусство: скульптура, живопись, графика, фотоискусство.

Содержательный спектр направления очень широкий и включает все составляющие национального искусства. В нём объединены практически все представления человека о своей нации: исторические, языковые, культурные, эстетические. Предполагается активное познание окружающего мира: природного и предметного; своего «Я»; формирование у детей осознания принадлежности к белорусской культуре и искусству.

   7. Белорусское народное творчество

Задача: формировать готовность дошкольника к участию в творческой деятельности, исполнению народных танцев, песен, игр, участию в  народном кукольном театре, и развивать гуманное отношение ко всему живому, развитие потребности в познании природы и бережного отношения к ней.

Содержание:

  • белорусский народный фольклор: колыбельные, потешки, поговорки, считалки, песни, загадки, сказки, легенды, басни, игры;
  • белорусские народные музыка и танцы; белорусские народные инструменты (жалейка, лира и др.); хороводы;
  • народные детские игры в далёкие времена и в современной жизни, их примеры; народные праздники и игры;
  • народный кукольный театр: оформление Батлейки (аппликация соломкой; вытинанка; художественная роспись; резьба; вышивка); кукольные образы, вождение кукол; спектакль (показ, участие);
  • белорусский народный этикет: приветствие, обращение к человеку; культура речи, её чистота и красота; поведение за столом; уважение к старшим;
  • народные национальные костюмы: материал, элементы, художественное оформление, способ ношения частей костюма.

Содержание направления отражает характерные для нации действия и поступки, нормы поведения, методы и приёмы творческой деятельности, исполнения народных танцев, песен, игр, формы выражения чувств.

ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА

Содержание работы педагога.

В процессе общения с воспитанниками помогает им осознать себя, организует взаимодействие с другими детьми, расширяя представления о них, стремится создать в группе благоприятную обстановку. Знакомит с помещением и террито­рией учреждения дошкольного образования, воспитывает любовь и привязанность к родному дому, учреждению дошкольного образования, родным местам. Во время организованных игр формирует первоначальные представления детей о семье, воспитывает любовь к матери и членам семьи, заботливое отношение к ним в процессе прочтения литературных произведений белорусских авторов, бесед о семейных традициях, проведения государственных и народных праздников, по­свящённых семье, труду белорусов. На занятиях знакомит с работой взрослых ближайшего окружения.

Формирует элементарное представление о родном городе или посёлке, положительное отношение к белорусскому и русскому языкам, развивает желание разговаривать на них. Вместе с детьми обыгрывает разные ситуации взаимодей­ствия членов семьи с использованием белорусского языка. В этом же направлении проводит наблюдения за объектами родной природы и её явлениями. Использует в рассказе белорусские слова, народные игры, читает стихи, прибаутки, счи­талки, загадки.

Знакомит с государственными и народными праздниками. Во время участия детей в проведении праздников и в качестве зрителей педагог объясняет взаимосвязь сезонных явлений и народных праздников, праздников и будней.

С целью формирования чувства национальной принадлежности проводит тематические беседы с использованием на­лядного материала. Демонтрирует изделия народных умельцев, объясняет, что такое «пеўнік-свістулька, гарлачык, ручнік, саламяны капялюш», помогает приготовить подарки из природного и растительного материала.

Во время проведения праздников, развлечений, творческой деятельности приобщает детей к белорусской традиционной культуре (устному народному творчеству, играм, хороводам, декоративно-прикладному искусству). К изучению произведений устного народного творчества привлекает также родителей во время проведения тематических вечеров, изготовления с детьми поделок, выполнения творческого задания. В родительских уголках размещает информацию, которую можно использовать дома с детьми: колыбельные, потешки, сказки.

Во время знакомства с растительным и животным миром Беларуси использует наблюдения в живом уголке, тематические картинки, примеры из произведений устного народного творчества; формирует умение замечать и эмоционально осо­знавать красоту природы родного края.

Достижения воспитанников:

- знают своё имя, фамилию, возраст;

- имеют представление о себе как о члене семьи, называют имена близких родственников, а также других детей из группы, имя и отчество воспитателей;

- проявляют любовь и симпатию к близким и родным, заботятся о них, выполняют простые поручения; знают профессии людей из близкого окружения;

- осознают себя как представителя детского общества, с желанием посещают учреждение дошкольного образования;

- ориентируются в помещении и на участке учреждения дошкольного образования;

- называют свой город, посёлок;

- различают белорусскую и русскую речь;

- с удовольствием принимают участие в проведении государственных и национальных праздников;

- положительно воспринимают и воспроизводят музыкальные произведения, произведения белорусских поэтов и писателей, фольклора (колы­бельные, народные песенки и потешки, считалки, сказки);

- замечают сезонные изменения в природе.

СРЕДНЯЯ ГРУППА

Содержание работы педагога.

Формирует представления о семье, системе родственных связей, взаимоотношениях и обязанностях членов семьи, вовлекает дошкольников в игры на семейные темы, расширяя представления о семейных традициях и ценностях. Воспитывает чувства любви, благодарности, уважения к старшим, гордости за своих родных, способность сопереживать им. Учит взаимодействию во время чтения про­изведений белорусских авторов и бесед по сюжету литературного произведения, организации ролевых игр, инсценировки диалогов из белорусских народных сказок, проведения литературных вечеров.

Продолжает знакомить с учреждением дошкольного образования, формирует доброжелательные взаимоотношения в коллективе, желание посещать его, учит принимать посильное участие в благоустройстве группы, участка, формирует представления о труде взрослых и их роли в создании предметов. На занятиях знакомит детей с названием посёлка, улицы, города, их достопримечательностями. На прогулках, во время бесед, игр использует наглядные средства (фото­графии, рисунки, иллюстрации, виртуальные экскурсии с помощью интернет-ресурса) для знакомства с местными достопримечательностями. Обращает внимание детей на красоту природы и её сезонные изменения, воспитывает любовь к природе, желание её беречь и защищать.

Во время бесед, сюжетно-ролевых игр, инсценировки фольклорных произведений, экскурсий и целевых прогулок подробнее рассказывает о жизни в Беларуси и её столице — городе Минске, об общении на белорусском и русском языках. Продолжает формировать интерес и положительное отношение к этим языкам, желание разговаривать на них, развивать элементарные навыки взаи­моотношений на белорусском языке.

Знакомит с Государственным флагом Республики Беларусь, обсуждает с детьми, когда и где этот символ можно увидеть (на площади Государственного флага в Минске, во время спортивных соревнований). Учит детей узнавать белорусский флаг среди других. Оформляет уголок государственной символики.

Продолжает знакомить с на­родными и государственными праздниками, объясняет, с чем они связаны, почему и как к ним готовятся.

Во время экскурсий и занятий кратко рассказывает детям о работе белорусских заводов и фабрик, их продукции — машинах, автобусах, тракторах, холодильниках, телевизорах, одежде, обуви, продуктах питания и др. Дети обсуждают деятельность взрослых в раз­ных сферах (в детском саду, на почте, в ателье, в магазине). На встречи с ними приглашает лучших работников произ­водства, знаменитых людей в области литературы, искусства, спорта, которые знакомят с результатами своего труда, развивают патриотизм.

В процессе общения, трудовой деятельности использует произведения устного народно­го творчества (пословицы, поговорки, сказки) о трудолюбии, ответственности за порученное дело и др. Организует проведение «трудовых акций»: изготовление игрушек, оформление альбомов, стендов.

На специальных занятиях и играх знакомит детей с историей и достопримечательностями посёлка, улицы, города, страны, культурой Беларуси. Формирует представления о деятельности людей, прославивших нашу Родину. Знакомит и разучивает, пересказывает с детьми произведения белорусской художе­ственной литературы, малые формы белорусского фолькло­ра, народные сказки. Ознакомление с народной культурой более интересно проходит с приглашением родителей, бабушек и дедушек, артистов театра, сотрудников музеев, народных мастеров.

Детские впечатления закрепляет в разных видах деятельности (моделировании, лепке, ап­пликации, играх-развлечениях, играх-драматизациях), в со­трудничестве с родителями: вечер знакомства с традици­онными народными блюдами, изготовление изделий народных промыслов, творческие задания (подобрать материал для плаката, фотовыставки, коллажа).

Развивает познавательный интерес к культуре других на­родов: на занятиях использует прослушивание музыкальных произведений, показ слайдов, репродукций, фотографий об истории и культуре народов, проживающих в Беларуси.

Достижения воспитанников:

- знают своё полное и краткое имя, фамилию, пол, возраст, домашний адрес;

- называют членов семьи, имя и отчество родителей, других близких родственников;

- могут рассказать о деятельности членов семьи (профессии и увлечении в соответствии с пониманием детей), о видах деятельности взрослых (в детском саду, на почте, в ателье, в магазине);

- владеют традициями взаимоотношений в детском коллективе и семье;

- свободно ориентируются в помещении и на участке учреждения дошкольного образования, принимают активное участие в их благоустройстве;

- имеют первичные представления о мире и природе, заботе людей о красоте своего посёлка, улицы, города, своей страны;

- знают название своего посёлка, улицы, города, своей страны и её столицы;

- знают о том, что в Беларуси живут белорусы, которые говорят на белорусском и русском языках;

- узнают Государственный флаг Республики Беларусь;

- знают основные государственные и народные праздники;

- обсуждают, в какое время года отмечают определённые праздники, как к ним готовятся;

- знают о продуктах деятельности белорусской промышленности и производства;

- проявляют любознательность при знакомстве с именами и деятельностью знаменитых белорусов;

- эмоционально воспринимают и воспроизводят музыкальные произведения, литературные произведения белорусских поэтов и писателей, фольклора;

- различают и знают предназначение изделий декоративно-прикладного искусства Беларуси: ткачества, вышивки, керамики, изделий из соломки, льна, дерева;

- имеют первичные представления о национальном многообразии жителей Беларуси.

СТАРШАЯ ГРУППА

(5—6 лет)

Содержание работы педагога.

Обсуждает с детьми и закрепляет чувство любви к своей семье: её значение в жизни человека; зачем нужна фамилия, откуда отчество; родословная — старинная белорусская традиция; будни и праздники в семье, традиции, совместный отдых. Побуждает детей рассказывать о своей семье, близких родственниках, о занятиях и профессиях членов семьи, о своём доме (квартире).

В разных видах деятельности приобщает детей к богатству белорусского и русского языков, формирует ценностное отношение к ним, желание разговаривать на них. На занятиях по развитию речи, в течение дня белорусского языка, тема­тических вечеров продолжает формировать у воспитанников представление о своей национальной принадлежности; знакомить с представителями других национальностей, живущих в Беларуси, их традициями и обычаями; воспитывать толерантность (уважение достоинств всех без исключения людей, терпимость по отношению к другим).

Рассказывает о том, что наша страна состоит из шести областей и столицы, знакомит с их названиями, а также названиями соседних государств. во время рассказов, бесед, дидактических игр формирует интерес к родному посёлку, городу, стране. На комплексных занятиях по музыке, ознакомлению с окружающим миром, художественно-речевой, театрально-игровой деятель­ности продолжает знакомить с символами белорусского государства: флагом, гербом, гимном Беларуси. Педагог оформляет уголок государственной символики. На торжественных мероприятиях, во время церемонии подъёма Государственного флага Республики Беларусь учит детей стоя исполнять Государственный гимн Республики Беларусь.

В игровой, увлекательной, эмоциональной форме продолжает знакомить с государственными и народными праздниками. Вовлекает воспитанников в их подготовку (занимаются украшением помещения группы, музыкального зала, изготовлением традиционных подарков, созданием стендов и плакатов). Во время праздников расширяет представления о народной культуре и богатстве родного языка. В канун Дня Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь организует в старших группах проведение занятий по теме «Наш флаг. Наш герб. Наш гимн», викторин и праздничных мероприятий.

Организует встречи с людьми, прославившими Родину. Их рассказы и беседы способствуют лучшему пониманию окружающей действительности, жизни в стране, определению своей значимости. Дети учатся строить свои личные жизненные планы, определять инте­ресную для них сферу трудовой деятельности, конструктивно общаться и взаимодействовать со взрослыми.

Педагог расширяет представления воспитанников о достижениях Президента Республики Беларусь, просветителей, национальных героев, деятелей искусства, учёных, космонавтов, спортсменов. В этих целях использует презентации, литературные произведения, легенды, предания. Совместно с родителями организует выполнение поисково-творческих заданий (составление рассказов-описаний, создание коллажей, подбор изобразительного материала к литературным произведениям).

В процессе специально организованной деятельности продолжает формировать элементарные представления о прошлом Беларуси: важных исто­рических и общественных со­бытиях, истории основания, происхождении названия посёлка, улицы, города, их исторических местах. С помощью сюжетно-ролевых игр, игр-путешествий, творческих заданий, экскурсий знакомит с местными особен­ностями и достопримечатель­ностями страны.

Последовательно приобщает детей ко всем видам национального искусства — от ткачества до живописи и орнамента, от танца, сказки, музыки до теа­тра. Достигается это в совместной с ними художественно-изобразительной деятельности (рисовании, лепке, аппликации), в беседе, прослушивании стихов белорусских авторов, музыкальных произведений отечественных музыкантов, при рассматривании иллюстраций, фотографий, во время презентаций, проведения виртуальных экскурсий, просмотра познавательных фильмов, на экскурсиях с родителями.

Организует проведение экологических проектов, которые способствуют осознанию, что все люди на Земле — одна большая семья, а сама Земля — наш общий дом.

Достижения воспитанников:

- знают своё имя (полное и краткое), фамилию, пол, возраст, дату рождения, домашний адрес, номера телефонов родителей;

- умеют рассказать о своей принадлежности к семье, дет­ской группе, обществу в целом;

- называют членов семьи, их имена и отчества; знают профессии и занятия членов семьи;

- имеют представления о семейных праздниках, родственных отношениях и способах поддержания родственных связей (посещения, телефонные звонки, переписка);

- проявляют гуманное отношение, эмоциональную привязанность и доверие к родственникам и сверстникам в учреждении дошкольного образования;

- выражают патриотические чувства: любовь к своей семье, учреждению дошкольного образования как второму дому, посёлку, городу, стране и гордость за них;

- с интересом общаются на двух языках на занятиях и в игровой деятельности;

- могут назвать свой посёлок, улицу, город, столицу страны;

- показывают географическое расположение Республики Беларусь, называют, с какими государствами она граничит;

- имеют представления о содержании Красной книги Республики Беларусь;

- проявляют познавательный интерес к тому, как живут люди в Беларуси, как помогают друг другу; знают, какие трудности возникают в жизни человека с особенностями развития, у пожилых людей;

- выражают гордость и уважение к государственным символам Республики Беларусь (флагу, гербу и гимну), узнают мелодию и знают слова Государственного гимна, называют основных представителей её флоры и фауны;

- знают, что при исполнении Государственного гимна Республики Беларусь присутствую­щие встают;

- знают и активно участвуют в проведении государственных, общереспубликанских и народных праздников, чувствуют свою причастность к происходящему (рисуют, участвуют в соревнованиях, парадах или праздниках, сочиняют истории — в зависимости от содержания события);

- знают и проявляют любознательность при знакомстве с именами и деятельностью знаменитых белорусов;

- узнают и называют исторические места и достопримечательности родного города, села, столицы страны;

- называют предметы декоративно-прикладного искусства Беларуси, знают их особенности и предназначение (ткачество, вышивка, керамика, изделия из соломки, льна, дерева), активно участвуют в создании предметов рукотворного мира и обогащении предметно-развивающей среды;

- эмоционально воспринима­ют и воспроизводят музыкальные произведения, фольклорные и литературные произведения разных жанров;

- с интересом знакомятся и участвуют в деятельности народного кукольного театра;

- умеют использовать информацию о культурно-исторических ценностях Беларуси в разных видах деятельности;

- проявляют доброту, отзывчивость, трудолюбие, гостеприимство, честность и другие нравственные качества, свойственные белорусам;

- знают, что на Земле, кроме Республики Беларусь, есть и другие страны.

СТАРШАЯ ГРУППА

(6—7 лет)

Содержание работы педагога.

Побуждает детей рассказывать о своей семье, близких родственниках, их занятиях, семейной экономике. Воспитанники рассуждают о важности доброжелательных отношений в семье, любви к близким; учатся проявлять внимание и заботу к родственникам (изготавливают подарки, учат стихи, рисуют плакаты).

Уважение к языкам, на которых разговаривают белорусы, воспитывает во всех видах деятельности. Педагог мотивирует к их изучению и свободному владению средствами художественной литературы, ролевой игры, включения в театральную деятельность, выполнения творческих заданий. В беседе даёт сведения о том, что дети, посещающие группу, учреждение дошкольного образования, могут быть представителями разных национальностей и культур, говорить на разных языках.

Расширяет знания детей о своей стране, формирует представления о государстве и принадлежности к нему. Обсуждает доступные их пониманию события современной жизни государства (посевная, уборка урожая, спортивные соревнования). Показывает Беларусь на географической карте, рассказывает о соседних государствах, их национальной культуре; воспитывает патриотические чувства, гражданственность — любовь к своей семье, учреждению дошкольного образования, родной природе, соотечественникам.

Формирует патриотические чувства, основанные на уважении и гордости за государственные символы. Рассказывает о предназначении и истории создания Государсвенного герба Республики Беларусь. На занятиях, праздниках, торжествен­ных мероприятиях знакомит с требованиями к поведению на церемонии подъёма Государственного флага и исполнения Государственного гимна Республики Беларусь. В канун Дня Государственного герба и Государственного флага Респу­блики Беларусь организует в старших группах проведение занятий по теме «Наш флаг. Наш герб. Наш гимн», праздничных мероприятий.

Во время бесед, рассматривания картин, репродукций, альбомов с государственной тематикой в общих чертах и интересной форме знакомит с государственным устройством страны, её армией. Расширяет знания о том, как живут, работают и отдыхают люди в Беларуси; рассказывает о достижениях в труде, спорте, искусстве.

Продолжает знакомить с государственными и народными праздниками, воспитывать радостные эмоции, основанные на знании о происхождении и значимости для белорусов этих праздников. Развивает познавательную активность к родной природе, истории страны, достопримечательностям и культуре белорусов.

Продолжает формировать гражданственность — уважительное отношение к просветителям, национальным героям, Президенту Республики Беларусь, деятелям искусства, учёным, космонавтам, спортсменам и другим людям, прославившим Родину, чувство гордости за их достижения.

На тематических занятиях, вечерах, праздниках, экскурсиях формирует элементарные представления об историческом прошлом Беларуси: по фотографиям, документам, старым вещам, рассказам, связанным с историческими событиями. Закрепляет знания о достопримечательностях посёлка, улицы, города, страны. В канун Дня Государственного герба и Государственного флага Республики Беларусь проводит концерты, викторины и другие праздничные мероприятия.

Познания о культуре Беларуси продолжают расширяться в процессе слушания и исполнения литературных и музыкальных произведений, просмотра спектаклей, участия в театральных представлениях белорусского кукольного театра, праздниках, сюжетно-ролевых играх.

В организованной деятельности развиваются первичные представления об обществе, осуществляется знакомство с культурой людей разных стран, формируется уважительное к ней отношение.

Достижения воспитанников:

- знают своё имя (полное и краткое), фамилию, пол, возраст, дату рождения, имена и номера телефонов родителей, домашний адрес; знают назва­ние родного посёлка, улицы, города;

- проявляют чувство принадлежности и любви к своей семье (осознают её значение в жизни человека; зачем нужна фамилия, откуда отчество; родословная — родственные отношения и взаимосвязи; распределение семейных обязанностей, семейные традиции);

- с интересом свободно обща­ются на двух языках в игровой деятельности;

- знают, в какой стране живут, выделяют Республику Беларусь среди других стран мира, могут их назвать;

- осознают себя гражданами Республики Беларусь;

- с гордостью и уважением относятся к предназначению Государственного герба и флага Республики Беларусь;

- знают и выполняют требования к поведению на церемо­нии подъёма Государственного флага и исполнения Государственного гимна Республики Беларусь;

- умеют использовать информацию о родной стране в разных видах деятельности;

- осознают торжественность государственных праздников;

- знают и активно участвуют в проведении государственных, республиканских и народных праздников;

- знают и проявляют любознательность при знакомстве с именами и деятельностью знаменитых людей страны;

- понимают и могут объяснить зависимость благосостояния страны от деятельности каждого её гражданина;

- умеют действовать и оценивать поступки с позиции обще­человеческих ценностей;

- умеют проявлять рассудительность и оценочное отноше­ние к историческим событиям, фактам, явлениям;

- могут назвать города, реки, озёра, заповедники, достопри­мечательности страны;

- стремятся к самовыражению средствами национальной культуры в процессе знакомства с музыкальными произведениями, произведениями художественной литературы и фольклора, исполнения песни и танца, игры на детских музыкальных инструментах, участия в праздниках, соревнованиях;

- знают о нескольких народах, населяющих Беларусь и другие страны, имеющих разную культуру, разное устройство жизни и быта, говорящих на разных языках;

- проявляют чувство симпатии, толерантности (терпимости), эмоциональной привязанности, доверия, интерес к внутреннему миру сверстников в учреждении дошкольного образования независимо от их социального происхождения, национальной принадлежности, языка.

свернуть

«Живая память благодарных поколений»

«Живая память благодарных поколений»

В рамках реализации проекта «Живая память благодарных поколений» приурочена акция «Дети Беларуси – ветеранам и будущим поколениям»

В рамках реализации проекта «Живая память благодарных поколений», акции «Дети Беларуси – ветеранам и будущим поколениям», посвященных Году мира и созидания, в городе Бресте объявлен сбор советских монет для сплава памятника, который будет установлен в городе летом 2023 года. Урна для сбора монет установлена в музее обороны Брестской крепости.

  Проект реализуется благотворительным фондом имени Алексея Талая. Известный спортсмен-параолимпиец, общественный деятель сам приехал в мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой», чтобы принять участие в торжественном мероприятии.  Акция стартовала 31 января 2023 года. 

свернуть

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

 В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас  возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего города, к его вековым корням.

  Патриотическое воспитание – целенаправленный процесс воздействия на личность с целью формирования патриотизма.

 Воспитание чувства патриотизма у детей дошкольного возраста – кропотливая работа, которая должна вестись систематически, планомерно, во всех возрастных группах, разных видах деятельности и по разным направлениям.

 Большое значение в патриотическом воспитании имеет разнообразная деятельность детей дошкольного возраста. Быть патриотом – не только знать и любить свою Родину, но и активно работать на ее благо. Для этого используем разные формы: целевые прогулки, экскурсии, беседы, чтение художественной литературы, праздники, развлечения и др.

  Образовательную деятельность с воспитанниками проводим с использованием наглядного материала. Использование игровых приемов повышает познавательную активность детей, создает эмоциональную атмосферу. Тематическое планирование является необходимым условием для целенаправленной работы, позволяет устанавливать логические связи между различного рода сведениями: «Мой город», «Твои защитники», «Моя семья» и др. Важно, чтобы  дети воспринимали материал. Этому способствуют такие методические приемы, как сравнение, вопросы, индивидуальные задания, обращения к опыту детей, дидактические игры.

  Эффективным средством  является использование художественных материалов.

  Народные игры играют важную роль в патриотическом воспитании. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои. Народные игры, имея нравственную основу, учат дошкольников обретать гармонию с окружающим миром.

   В младшем и среднем дошкольном возрасте особое внимание уделяем развитию представлений о близком социальном окружении.

Основными методами патриотического воспитания в младшей группе выступают:

  1. организация жизненных и игровых ситуаций, дающих возможность осваивать опыт доброжелательного отношения к близким, взрослым;
  2. инсценировок с игрушками, демонстрирующими образцы взаимоотношений в детском саду и в семье;
  3. наблюдение за отношением взрослых в детском саду;
  4. хороводные игры, игры-имитации;
  5. чтение стихов, потешек, сказок на тему доброты, любви к родителям;
  6. рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок с изображением семьи, предлагает назвать членов семьи, их действия, выделить общее радостное настроение;
  7. рассматривание семейных фотографий и др.

    В средней группе  вовлекаем детей в разговор о семье, семейных событиях.

Семейные фотографии, обращаем внимание на черты их сходства с родителями, в семье все заботятся друг о друге. Увлекают детей игры на семейные темы, где разыгрываются различные сюжеты из жизни. Знакомим воспитанников со стихами, песенками, в которых отражаются события из жизни семьи, труд родителей. Организуем ситуации «добрых дел»: в подарок родителям сделать коллективную аппликацию, подарить рисунки.

 В старшем дошкольном возрасте у детей закладываются основы гражданственности, развивается интерес к Родине на эмоционально-чувственном уровне. В старшей группе используем такие методические приёмы патриотического воспитания:

  1. этические беседы о городе, родной стране, мире;
  2. экскурсии, наблюдения за деятельностью людей и общественными событиями;
  3. рассматривание иллюстраций об особенностях природы , разных стран;
  4. знакомство с элементами национальной культуры;
  5. обсуждение и составление рассказов о профессиях родителей и горожан.

 При знакомстве детей дошкольного возраста с историей родного города,  приходится много рассказывать, поэтому при составлении рассказа обращаем внимание на такие моменты:

  • по ходу рассказа необходимо использовать наглядный материал (фотографии, репродукции картин, схемы), рисунки мелом на доске;
  • составляя рассказ, нужно включить вопросы к детям, необходимые для активной познавательной деятельности, учить рассуждать. В этом случае рассказ воспитателя превращается из монолога в своеобразную беседу с детьми;
  • рассказывая о каких-то исторических событиях, не следует часто употреблять даты, т.к. в дошкольном возрасте детям недоступна хронология. Но, чтобы дети поняли, что события происходили давно, следует употреблять такие выражения «это было очень-очень давно», «это было тогда, когда ваши папы и мамы были маленькими» и т.д.;
  • язык рассказа должен быть простым. Если в рассказе встречаются незнакомые слова, например: «князь», «полководец» следует объяснить их значение.

 В процессе знакомства детей с достопримечательностями родного города, рассказываем о различных архитектурных сооружениях, храмах. В этом случае, достаточно выделить что-то главное, что отличает то или иное здание от других. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству.

  Широко используем все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки). 

 Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции, в которых отражаются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений, связанных с трудом и различными сторонами общественной жизни человека.

 Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью способной увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

 Использование информационно-коммуникационных технологий – актуальное и эффективное средство для патриотического воспитания дошкольников. Информационно-коммуникационные технологии используем при рассматривании наглядного материала, просмотре мультимедийных презентаций, мультфильмов, прослушивании песен и стихов.

 Используя предлагаемые формы и методы патриотического воспитания, необходимо показать детям красоту своего родного города, познакомим с талантом белорусского народа, научим детей любить свой город и свою страну, и гордиться тем, что они живут в такой прекрасной стране, как Беларусь.

 Патриотизм – это чувство любви к Родине. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

свернуть

2024 год качества

Глава государства Александр Лукашенко подписал Указ № 375 "Об объявлении 2024 года Годом качества".

 

Данное решение принято в целях дальнейшего повышения качества жизни белорусского народа, обеспечения конкурентоспособности национальной экономики на мировой арене, стимулирования инициативы, формирования в обществе ответственности за результаты своего труда и чувства сопричастности к будущему страны.

 

В рамках Года качества будет сделан акцент на повышении конкурентоспособности Беларуси через бережное и продуманное отношение к ресурсам, реализацию высокотехнологичных и энергоемких проектов, приоритет качественных показателей над количественными. Усилия будут сосредоточены на обеспечении качественных показателей путем стимулирования инициативы, внедрения рационализаторских идей, укрепления в обществе социального оптимизма, стремления созидать на общее благо. Приоритетное внимание планируется уделить формированию у граждан личной ответственности за достижение высокого качества жизни (достаточный уровень дохода, своевременная диспансеризация, здоровое питание, хорошее образование, культурный досуг).

 

 

 

 

 

 

 

 

свернуть
Меню раздела