Страничка учителя-дефектолога
Формируем инклюзивную культуру и общение
Формируем инклюзивную культуру и общение.
Важной составляющей процесса воспитания и образования на современном этапе является развитие новых подходов к образованию детей с особенностями психофизического развития (далее-ОПФР). И такое образование называется - инклюзивное образование (включённое). Что же это такое?
Инклюзивное образование в Беларуси предполагает включение всех детей, независимо от существующих между ними различий (по полу, национальности, принадлежности к этнической группе, религии, одаренности в определенной области, особенностям психофизического развития и др.), в общую и единую образовательную среду на основе использования педагогических средств и методов, ориентированных на широкое многообразие образовательных потребностей и возможностей учащихся.
При этом всем детям таких групп предоставляются равные условия для того, чтобы включиться в воспитательно-образовательный процесс.
Целью инклюзивного образования в дошкольном учреждении является формирование инклюзивной культуры и общения, а именно: умения преодолевать в себе чувства раздражения от непохожести других, общаться и сотрудничать с детьми, которые из-за своих физических или других особенностей оказались в затруднительном положении.
Несформированность инклюзивной культуры населения отрицательно сказывается на всем образовательном процессе и не дает высоких результатов. Можно создать идеальные условия обучения здоровых детей и детей с особыми образовательными потребностями, но исключить человеческий фактор невозможно. Современный человек должен быть толерантным, терпимым, с развитым чувством уважения к людям, умеющим жить в мире и согласии, с готовностью к активному взаимодействию. Такой подход обеспечивает возможность получения качественного образования детей с ОПФР. А раз так, то необходимо формирование инклюзивной культуры. Под формированием инклюзивной культуры нужно понимать построение такого детского сообщества, в котором каждый ребенок чувствует, что ему рады, относятся доброжелательно с уважением и всех одинаково любят и ценят.
Всем известно, что игра в дошкольном возрасте – это ведущий вид деятельности, она и является наиболее эффективным и доступным способом. Следовательно, предпочтительно формировать инклюзивную культуру через игры, а именно – коммуникативные игры. Это игры для развития умения общаться, умения сотрудничать и взаимодействовать с людьми в разнообразных жизненных ситуациях.
Какие же коммуникативные игры, упражнения можно использовать для формирования инклюзивной культуры?
Условно разделим коммуникативные игры на 4 блока:
1-ый блок: игры, которые направлены на сближение детей друг с другом, способствуют снижению уровня дезадаптации, укреплению эмоционального благополучия. Примером такой игры служит игра «Колпачок»: предлагаем поздороваться и познакомиться друг с другом необычным способом. Взрослый раздает участникам деревянные палочки и колпачок из цветной ткани. Участники должны передавать палочками колпачок друг другу и при этом говорить: «Привет! Меня зовут (называют своё имя)». Встречный ребенок отвечает при приеме колпачка: «Мне очень приятно!». Руками колпачки трогать не желательно. Игра «Дотронься до...». Взрослый предлагает хорошо рассмотреть друг друга, кто, во что одет и какого цвета одежда. Далее говорит: «Дотронься до синего!». Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого предмета. Цвета периодически меняются, кто не успел — может стать ведущим. Воспитатель следит, чтобы дотрагивались до каждого участника.
2-ой блок предусматривает игры для развития эмоций, с помощью которых дети знакомятся с «азбукой эмоций». Игра «Доброе животное»: взрослый тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы — одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох — шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох — два шага назад. Так не только дышит животное, так же ровно и четко бьется его большое доброе сердце, стук — шаг вперед, стук — шаг назад, и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе. Теперь мы едины и чувствуем друг друга еще лучше».
3-ий блок игр направлен на формирование навыков социального восприятия (перцепции) в процессе взаимодействия детей друг с другом. Проведение этих игр и упражнений способствует формированию умений замечать и оценивать личностные качества и поступки других детей, умения выражать черты характера и эмоции свои лично и партнера, усвоению моральных норм и правил поведения. Игра «Комплименты»: правило - не повторяться. Дети, глядя в глаза друг другу желают соседу что-то хорошее, хвалят, обещают, восхищаются и передают определенный предмет из рук в руки. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно».
В 4-ом блоке игр акцент сделан на формирование целостного представления о собственном «Я» и отработку коммуникативных навыков. На данном этапе важно сформировать у ребенка умение принимать во внимание точку зрения другого, структурировать и систематизировать представления о себе и другом ребенке, сформировать устойчивое межличностное взаимодействие, толерантное отношение к себе, сверстникам, своему поведению и поведению других. Игра «Волшебные конфеты». Взрослый показывает «волшебную коробочку»: «Это волшебная коробочка» Я потрясу ее, а вы должны определить на слух, что там. На самом деле это конфеты. Но они не простые. Как только вы их съедите, вы превратитесь в волшебников и сможете пожелать всем людям, что-то такое, от чего они смогут стать радостными. Давайте подумаем, что мы можем пожелать всем людям, которые живут на земле…
Примеры высказывания….
- пусть все долго живут
- пусть у всех будет дом
- пусть все дружно живут
- пусть все будут счастливы
И ТОГДА ВСЕ ЛЮДИ БУДУТ СЧАСТЛИВЫ!
Таким образом, на основе коммуникативных игр можно развивать у дошкольников инклюзивную культуру. Надеемся, что эти игры вам понравились и вы будете использовать их в своем общении с детьми!
Этапы развития речи ребенка
4
|
5
|
• Ранний отказ от пустышки.
• Переход к твёрдой пище (для правильно го формирования челюсти и уклада языка).
• Эмоциональное пересказывание сказок, обязательно сопровождающееся движением (как зайка прыгает, как лисичка крадётся, как ёжик пыхтит и т.п.).
• Развитие общей и кистевой моторики(центры речи и движения руки расположены в коре мозга рядом, будет работать
|
рука — раздражение в мозге затронет центр речи,
простимулирует его работу); игры с мячом, чтобы
работал весь плечевой пояс.
• Рисование на вертикальной поверхности (рулон обоев на дверь) двумя руками одновременно, чтобы стимулировать работу обоих полушарий. Рисовать и комментировать, например, «мы рисуем дождик. Кап-кап-кап» и т. д.
|