Страничка учителя-дефектолога

Формируем инклюзивную культуру и общение

Формируем инклюзивную культуру и общение.

Важной составляющей процесса воспитания и образования на современном этапе является развитие новых подходов к образованию детей с особенностями психофизического развития (далее-ОПФР). И такое образование называется - инклюзивное образование (включённое).  Что же это такое? 

Инклюзивное образование в Беларуси предполагает включение всех детей, независимо от существующих между ними различий (по полу, национальности, принадлежности к этнической группе, религии, одаренности в определенной области, особенностям психофизического развития и др.), в общую и единую образовательную среду на основе использования педагогических средств и методов, ориентированных на широкое многообразие образовательных потребностей и возможностей учащихся.

При этом всем детям таких групп предоставляются равные условия для того, чтобы включиться в воспитательно-образовательный процесс.

Целью инклюзивного образования в дошкольном учреждении является формирование инклюзивной культуры и общения, а именно: умения преодолевать в себе чувства раздражения от непохожести других, общаться и сотрудничать с детьми, которые из-за своих физических или других особенностей оказались в затруднительном положении.

Несформированность инклюзивной культуры населения отрицательно сказывается на всем образовательном процессе и не дает высоких результатов. Можно создать идеальные условия обучения здоровых детей и детей с особыми образовательными потребностями, но исключить человеческий фактор невозможно. Современный человек должен быть толерантным, терпимым, с развитым чувством уважения к людям, умеющим жить в мире и согласии, с готовностью к активному взаимодействию. Такой подход обеспечивает возможность получения качественного образования детей с ОПФР. А раз так, то необходимо формирование инклюзивной культуры. Под формированием инклюзивной культуры нужно понимать построение такого детского сообщества, в котором каждый ребенок чувствует, что ему рады, относятся доброжелательно с уважением и всех одинаково любят и ценят.

Всем известно, что игра в дошкольном возрасте – это ведущий вид деятельности, она и является наиболее эффективным и доступным способом. Следовательно, предпочтительно формировать инклюзивную культуру через игры, а именно – коммуникативные игры. Это игры для развития умения общаться,  умения сотрудничать и взаимодействовать с людьми в разнообразных жизненных ситуациях.

 

Какие же коммуникативные игры, упражнения можно использовать для формирования инклюзивной культуры?

Условно разделим коммуникативные игры на 4 блока:

1-ый блок: игры, которые направлены на сближение детей друг с другом, способствуют снижению уровня дезадаптации, укреплению эмоционального благополучия. Примером такой игры служит игра «Колпачок»: предлагаем поздороваться и познакомиться друг с другом необычным способом. Взрослый  раздает участникам деревянные палочки и колпачок из цветной ткани. Участники должны передавать палочками колпачок друг другу и при этом говорить: «Привет! Меня зовут (называют своё имя)». Встречный ребенок отвечает при приеме колпачка: «Мне очень приятно!». Руками колпачки трогать не желательно. Игра «Дотронься до...». Взрослый предлагает хорошо рассмотреть друг друга, кто, во что одет и какого цвета одежда. Далее говорит: «Дотронься до синего!». Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого предмета. Цвета периодически меняются, кто не успел — может стать ведущим. Воспитатель следит, чтобы дотрагивались до каждого участника.

2-ой блок предусматривает игры для развития эмоций, с помощью которых дети знакомятся с «азбукой эмоций». Игра «Доброе животное»:  взрослый тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы — одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох — шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох — два шага назад. Так не только дышит животное, так же ровно и четко бьется его большое доброе сердце, стук — шаг вперед, стук — шаг назад, и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе. Теперь мы едины и чувствуем друг друга еще лучше».

3-ий блок игр направлен на формирование навыков социального восприятия (перцепции) в процессе взаимодействия детей друг с другом.  Проведение этих игр и упражнений способствует формированию умений замечать и оценивать личностные качества и поступки других детей, умения выражать черты характера и эмоции свои лично и партнера, усвоению моральных норм и правил поведения. Игра «Комплименты»: правило - не повторяться. Дети, глядя в глаза друг другу желают соседу что-то хорошее, хвалят, обещают, восхищаются и передают определенный предмет из рук в руки. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно».

В 4-ом блоке игр акцент сделан на формирование целостного представления о собственном «Я» и отработку коммуникативных навыков. На данном этапе важно сформировать у ребенка умение принимать во внимание точку зрения другого, структурировать и систематизировать представления о себе и другом ребенке, сформировать устойчивое межличностное взаимодействие, толерантное отношение к себе, сверстникам, своему поведению и поведению других. Игра «Волшебные конфеты». Взрослый показывает «волшебную коробочку»: «Это волшебная коробочка» Я потрясу ее, а вы должны определить на слух, что там. На самом деле это конфеты. Но они не простые. Как только вы их съедите, вы превратитесь в волшебников и сможете пожелать всем людям, что-то такое, от чего они смогут стать радостными. Давайте подумаем, что мы можем пожелать всем людям, которые живут на земле…

Примеры высказывания….

  • пусть все долго живут
  • пусть у всех будет дом
  • пусть все дружно живут
  • пусть все будут счастливы

И ТОГДА ВСЕ ЛЮДИ БУДУТ СЧАСТЛИВЫ!

Таким образом, на основе коммуникативных игр можно развивать у дошкольников инклюзивную культуру. Надеемся, что эти игры вам понравились и вы будете использовать их в своем общении  с детьми!

свернуть

Этапы развития речи ребенка

Этапы развития речи ребёнка
 
1 (От рождения до 8 недель). Реф­лекторные звуки.
2(От 8-ми до 20 недель). По­являются гуление и смех. В гу­лении преобладают гласные звуки. Но к концу 2-й стадии появляются и согласные. Звуки гуления произно­сятся на выдохе, то есть идёт свое­образная тренировка речевого ды­хания. На этой стадии появляется и первый смех.
Через 20-30 минут после пробуж­дения можно несколько раз эмоцио­нально, с изменением громкости и высоты голоса, повторить имя ребён­ка или короткие рифмованные строки.
3 (От 16-20-ти до 30 недель). Появ­ление лепета. Малыш начинает про­износить сочетания согласных с гласны­ми (ба-а, ма-а, та-а и т.п.).
4
 (От 20-30-ти до 50 недель). «Рас­цвет» лепета. Ребёнок повторяет два одинаковых слога (ба-ба, да-да, па­па, ма-ма). Кроха лепечет при общении со взрослыми, повторяет за ними. В этот период можно развивать подражатель­ную деятельность играми «Ладушки», «До свидания», «Дай ручку» и др.
5
   (От 9-ти до 18 месяцев). Лепетные звуки отличаются разнообра­зием. У одних детей эта стадия корот­кая, и они сразу начинают произносить слоги, у других этот период затягива­ется, и ребёнок для выражения своего состояния и переживаний использует «псевдослова», не имеющие опреде­лённого значения.
Малыш интенсивно начинает пони­мать обращенную речь, устанавливает и поддерживает контакт со взрослым по­средством игрушек, ярких предметов. Избирательно относится к предметам, предлагаемым взрослыми, но реакция на новый предмет всегда ярко выражена.
6  (2 года). Малыш показывает пять частей тела, имеет словарный за­пас минимум 50 слов, понимает и пра­вильно выполняет двухэтапные фра­зы («пойди в кухню и принеси чашку»), верно использует местоимения (я, ты, мне), предложения строит из двух слов. Ребёнок уже усваивает звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г, х. Свистящие звуки (с, з,' ц), шипящие (ш, ж, ч, щ) и сонорные (р, л) он обычно пропускает или заменяет.
7 (2 года 6 месяцев). Повторяет две цифры в правильной после­довательности, имеет понятие «один». Кроха понимает обозначение дей­ствий в разных ситуациях («покажи, кто спит»), значение предлогов в при­вычной конкретной ситуации («на чем ты сидишь?»). Правильно произносит звуки: с, з, л.
8 (3 года). Словарный запас ребенка 'составляет 250-700 слов, он гово­рит предложения из пяти-восьми слов, употребляет в предложении простые предлоги и союзы (потому что, если, когда), множественное число суще­ствительных и глаголов. Малыш назы­вает своё имя, пол и возраст; понима­ет значение простых предлогов — вы­полняет задания типа «положи листок под кубик», «положи мяч в корзину». Ре­бёнок воспринимает на слух короткие рассказы и сказки с картинками и без них, задаёт вопросы о значении слов.
Способствуют развитию речи
•  Ранний отказ от пустышки.
• Переход к твёрдой пище (для правильно­           го формирования челюсти и уклада языка).
• Эмоциональное пересказывание ска­зок, обязательно сопровождающееся движением (как зайка прыгает, как ли­сичка крадётся, как ёжик пыхтит и т.п.).
•  Развитие общей и кистевой моторики(центры речи и движения руки располо­жены в коре мозга рядом, будет работать
 
рука — раздражение в мозге затронет центр речи, 
простимулирует его работу); игры с мячом, чтобы 
работал весь пле­чевой пояс.
• Рисование на вертикальной поверхно­сти (рулон обоев на дверь) двумя руками одновременно, чтобы стимулировать ра­боту обоих полушарий. Рисовать и ком­ментировать, например, «мы рисуем до­ждик. Кап-кап-кап» и т. д.
 
Недостаток обще­ния может значитель­но задержать разви­тие речи.
à  Если ребёнок не использует фразо­вую речь к 30 меся­цам жизни, родители должны обязательно консультироваться с учителем-дефектологом.
à  Логопедическая гимнастика для де­тей в возрасте до трёх лет не рекомен­дуется — в этот пе­риод идёт формиро­вание органов арти­куляции.
свернуть