Страничка педагога-психолога

Об оказании психологической помощи

Закон Республики Беларусь «Об оказании психологической помощи»

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. № 153-З (изменения от 30 июня 2022 г. № 184-З)

 

Психологическая помощь – мероприятия, осуществляемые психологом и направленные на содействие гражданину в предупреждении, разрешении, преодолении психологических проблем, кризисных ситуаций и их последствий, сохранение психического здоровья, оптимизацию психологического развития, социальную адаптацию и реабилитацию, саморазвитие, самореализацию и повышение качества жизни гражданина;

 

Целями оказания психологической помощи являются: предупреждение, разрешение, преодоление психологических проблем, кризисных ситуаций и их последствий; сохранение психического здоровья, оптимизация психологического развития, социальная адаптация и реабилитация;

 

Статья 5. Виды психологической помощи

 

К видам психологической помощи относятся:

 

психологическое консультирование – комплекс мероприятий, направленных на содействие гражданину (группе граждан) в разрешении психологических проблем, в том числе в принятии решений относительно профессиональной деятельности, межличностных отношений, на развитие личности, ее самосовершенствование и самореализацию, а также на преодоление последствий кризисных ситуаций;

 

психологическая коррекция – комплекс мероприятий, направленных на исправление (корректировку) особенностей личности гражданина и его поведения, которые приводят к психологическим проблемам;

 

психологическая профилактика – комплекс мероприятий, направленных на своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении и развитии личности гражданина и межличностных отношений, содействие гражданину в сохранении и укреплении состояния его душевного равновесия;

 

психологическое просвещение – комплекс мероприятий, направленных на распространение психологических знаний, повышение степени информированности граждан о психологии и возможностях психологической помощи в целях повышения уровня их психологической культуры и качества личной жизни.

 

Составной частью любого вида психологической помощи может являться психологическая диагностика, выражающаяся в оценке индивидуально-психологических свойств личности гражданина и направленная на выявление психологических проблем гражданина, уточнение их особенностей.

 

Статья 13. Цели оказания психологической помощи

 

Целями оказания психологической помощи являются:

предупреждение психологических проблем;

разрешение психологических проблем;

преодоление последствий кризисных ситуаций;

информирование граждан о причинах психологических проблем и способах, средствах их предупреждения и разрешения;

развитие личности, ее самосовершенствование и самореализация.

 

Статья 14. Принципы оказания психологической помощи

 

Психологическая помощь оказывается на основе принципов:

 

законности;

 

уважения и соблюдения прав, законных интересов и свобод граждан;

 

добровольности получения психологической помощи;

 

доступности получения психологической помощи;

 

конфиденциальности;

 

научной обоснованности;

 

профессионализма.

 

Статья 15. Обеспечение конфиденциальности при оказании психологической помощи

 

Информация, полученная при оказании психологической помощи, а также факт обращения за оказанием психологической помощи являются профессиональной тайной, охраняемой настоящим Законом. Документация психолога об оказании гражданину психологической помощи применяется только для служебного пользования. Выписка из документации психолога об оказании гражданину психологической помощи предоставляется по запросу этого гражданина или его законного представителя, за исключением случаев оказания психологической помощи анонимно. Выписка из документации психолога об оказании гражданину психологической помощи предоставляется в форме, доступной для понимания лицом, не обладающим специальными познаниями в области психологии.

 

Сведения, составляющие профессиональную тайну, могут быть сообщены психологом третьим лицам только с согласия гражданина, обратившегося за оказанием психологической помощи, или его законного представителя, за исключением случаев, предусмотренных частями третьей и четвертой настоящей статьи.

 

Предоставление сведений, указанных в части первой настоящей статьи, без согласия гражданина, обратившегося за оказанием психологической помощи, или его законного представителя допускается по письменным запросам:

 

органов, ведущих уголовный процесс, в связи с проведением предварительного расследования или судебным разбирательством;

 

руководителей органов или учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности, для обеспечения личной безопасности и ресоциализации граждан;

 

руководителей государственных организаций здравоохранения, оказывающих психотерапевтическую, психиатрическую, наркологическую, сексологическую помощь, для оказания такой помощи;

 

руководителей учреждений образования в целях улучшения условий организации обучения и воспитания обучающихся (воспитанников) этих учреждений;

 

научных работников в связи с проведением ими научных исследований или специалистов, занимающихся педагогической деятельностью в области психологии, психотерапии, психиатрии, сексологии, в связи с осуществлением ими педагогической деятельности – в форме, исключающей наличие сведений личного характера, позволяющих идентифицировать конкретного гражданина.

 

Психологи обязаны сообщать в правоохранительные органы информацию, составляющую профессиональную тайну, если она содержит сведения о совершенном особо тяжком преступлении либо о готовящемся тяжком, особо тяжком преступлении.

 

Психологи обязаны информировать законных представителей несовершеннолетних и лиц, признанных недееспособными, о психологических проблемах несовершеннолетних и лиц, признанных недееспособными, при которых существует вероятность совершения ими суицидальных действий. Предоставление такой информации не является разглашением профессиональной тайны.

 

Обязанность сохранять профессиональную тайну наравне с психологами распространяется также на лиц, которым она стала известна в соответствии с настоящим Законом.

https://adu.by/images/2022/09/Zakon_RB_184_Ob_okazanii_psih_pomoshchi.docx

 

свернуть

Телефоны доверия и службы экстренной психологической помощи

 

 

Служба экстренной психологической помощи

«Телефон доверия» в г. Бресте

т. 51-10-13 , или короткий номер

170 (круглосуточно)

 

Центр, дружественный подросткам «Вместе»

УЗ «Брестская городская детская поликлиник № 1»

(г. Брест, ул. Кижеватова, д.74),

т. 57-40-88, пн-пт., 8.00-16.30

УЗ «Брестский областной психоневрологический диспансер. Детское отделение дневного пребывания»

(г. Брест, ул. Кижеватова  76/1, пн.-пт. 8.00-20.00)

т. 32-29-66 (регистратура)

Т. 34-06-56 (детский дневной стационар)

 

Психотерапевтический центр пограничных состояний.

Амбулаторный прием:г. Брест, ул. Партизанский проспект, 14,т. 95-84-58

Отделение дневного пребывания г. Брест, ул. Сов. пограничников, 3, т.52-74-48

 

 

ГУ «Брестский областной центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья»

(г. Брест, пл. Свободы, 8, каб.4)

Запись к психологу по т. 32-11-55,  53-04-99

6.Общенациональная детская телефонная линия

(анонимный телефон доверия для несовершеннолетних)

8-801-100-16-11

(Бесплатно со стационарного телефона и мобильного телефона МТС)

Телефоны доверия сайт БОПНД-буклет апр.22

свернуть

Ребёнок на пороге школы  

 

Готовность к школе – это такое развитие качеств дошкольника, которое обеспечивает успешное выполнение требований будущей учебной деятельности. Подготовка к школе- одна из важнейших задач обучения и воспитания ребенка дошкольника. В то же время готовность к школе- важный итого развития ребенка. Она является результатом образовательной работы с детьми, осуществляемой семьей и детским садом на протяжении всего дошкольного детства. И к тому же поступление в школу- новый этап в жизни каждого ребенка, новый виток жизни, новая её атмосфера. Ребенок осваивает новую роль- ученик, а вместе с тем и новые обязанности. Уже нет слова «Хочу», появляется слово «Надо».

Начало обучения шестилетних детей, и подготовка к нему связаны с необходимостью учета важных психологических закономерностей их развития. На данном этапе следует чётко определить социальную ситуацию развития.

Социальная ситуация развитияэто момент для всех динамических изменений, которые происходят в течении данного периода. Она определяет целиком и полностью те формы и тот, следуя которому ребенок приобретает новые и новые свойства личности , черпая их из социальной действительности; это путь по которому социальное становится индивидуальным. Для ребенка, который поступает в школу, переживает «кризис семи лет» эта ситуация существенно меняется. Поступление в школу знаменует собой переход к новому, особому положению ребёнка в обществе.

В переходный к школе период возрастает субъективная значимость для ребёнка широкого социального окружения, он осознает себя уже членом общества и оценивает свое место в нем. Общение со взрослыми вне детского сада и дома становится важным для него. Назревают в шестилетнем возрасте и противоречия между интеллектуальными возможностями ребенка и специфическими «дошкольными» способами их удовлетворения. Интеллектуальная сфера личности ребенка уже не только готова к систематическому обучению, но и требует его. В данном возрасте ребенок стремится к самоутверждению в таких видах деятельности, которые уже подлежат общественной оценке и охватывают стороны жизни, прежде не доступные ребенку.

Иными словами, ребенок не только готов принять новую социальную позицию школьника, но и стремиться к ней. Важной особенностью психического развития старшего дошкольника является обостренная чувствительность (сензитивность), во-первых, усвоению нравственно-психологических норм и правил поведения и , во-вторых , готовность детей к овладению цели и способами систематического обучения. В этот период у ребенка возникает состояние, которое можно назвать обучаемостью.

Сензитивность этого периода очень четко проявляется и в процессе освоения грамоты. Следовательно, целенаправленное педагогическое воздействие является в этот период существенным фактором психического развития детей. Важно , чтобы ребенок пошел в школу физически развитым и здоровым. Однако необходима и психологическая готовность, определяемая той системой требований, которую школа предъявляет к ребенку.

Психологическая готовность – это целостное состояние психики ребенка, которое обеспечивает успешное принятие им системы требований, предъявляемых школой в целом и учителем, успешное овладение новой для него деятельностью и новыми социальными ролями.

В структуру психологической готовности входят ряд компонентов:

  • интеллектуальная;
  • личностная и социально-психологическая;
  • эмоционально-волевая готовность.

Интеллектуальная готовность – развитые познавательные процессы: умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы. В шестилетнем возрасте логическая форма мышления хотя и доступна, но еще не типична, не характерна для него. Высшие формы наглядно-образного мышления являются итогом интеллектуального развития дошкольника. В дошкольные годы ребенок должен быть подготовлен к пока новой для него деятельности- учебной, через формирование соответствующих умений, которые обеспечивают ребенку «высокий уровень обучаемости». Характерной его особенностью является умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности.

Личностная и социально- психологическая готовность. Подготовка ребенка к школе включает формирование у него готовности к принятию новой «социальной позиции» - положению школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, особое положение в обществе. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе. У ребенка должно появиться желание «быть как взрослый» (много знать, читать, писать), т.е. школа должна привлекать учением. У ребенка появляется осознание своего социального «я», возрастает объективность детской самооценки.

Социально-психологическая готовность ребенка к школе- это готовность к взаимодействию ребенка с окружающими и связана с появлением при переходе в школу новых отношений между «детским обществом» и взрослым, с изменением социально- психологического статуса ребенка.

Эмоционально- волевая готовность – это развитая эмоциональная сфера ребенка, его готовность откликнуться на прекрасное, эмпатия. В школе ребенку потребуется определенный уровень эмоциональной устойчивости, умение при необходимости регулировать свои аффективные проявления. К концу дошкольного периода чувства становятся более устойчивыми, глубокими, обобщенными, осознанными; впервые появляются высшие чувства (нравственные, познавательные, эстетические), которые у шестилетних детей нередко становятся мотивом поведения.

Волевая готовность характеризуется развитием возможности управлять своим поведением. К шести годам происходит оформление основных элементов волевого действия:  

  1. Ребенок способен поставить цель;
  2. Принять решение;
  3. Наметить план действия;
  4. Исполнить этот план;
  5. Оценить результат своего действия.

 

Подготовка к школе- одна из важнейших задач обучения и воспитания ребенка дошкольника. В то же время готовность к школе- важный итого развития ребенка. Она является результатом образовательной работы с детьми, осуществляемой семьей и детским садом на протяжении всего дошкольного детства. И к тому же поступление в школу- новый этап в жизни каждого ребенка, новый виток жизни, новая её атмосфера. Ребенок осваивает новую роль- ученик, а вместе с тем и новые обязанности. Уже нет слова «Хочу», появляется слово «Надо».         

свернуть

Профилактика эмоционального выгорания педагогов

Рекомендации и советы по профилактике эмоционального выгорания педагогов.
развернуть

 

Эмоциональное выгорание  педагога – это своего рода выработанный личностью механизм психологической защиты в виде полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Профессиональная деятельность педагогов изобилует факторами, провоцирующими эмоциональное выгорание: высокая эмоциональная загруженность, огромное число эмоциогенных факторов, ежедневная и ежечасная необходимость сопереживания, сочувствия, ответственность за жизнь и здоровье детей.

Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов человека.

Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Он проходит три стадии (Маслач, 1982) - три лестничных пролета в глубины профессиональной непригодности: 

Первая стадия:

• начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но... скучно и пусто на душе;

• исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;

• возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»

·  возникают недоразумения с коллегами, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;

·  неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии клиентов - вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала — это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.

У человека, подверженного выгоранию первой стадии, проявляются умеренные, недолгие и случайные признаки. В этом случае человек может помочь себе сам (путем расслабления, организации перерывов в работе).

Вторая стадия:  

На второй стадии выгорания симптомы проявляются регулярно, носят более затяжной характер и труднее поддаются коррекции. Обычные способы лечения здесь неэффективны, для заботы о себе требуются дополнительные усилия.

Третья стадия:

• притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;

• такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.

Признаки и симптомы третьей стадии выгорания являются хроническими. Попытки позаботиться о себе не приносят результата, а профессиональная помощь может не дать быстрого облегчения.

Известно большое количество объективных и субъективных эмоциогенных факторов, которые оказывают негативное воздействие на труд педагога, вызывая сильное эмоциональное напряжение и стресс.

Ученые, исследующие эмоции, опираясь на многолетний опыт работы, при­знают необходимость их рациональной регуляции и считают, что причины проявления эмоциональной не­устойчивости в деятельности педагога обусловлены рядом объективных и субъективных факторов.

Мировоззрение человека, его личностные качества – главная причина жизненной устойчивости.

 

Причины, разрушающие здоровье педагога:

·  неумение принимать жизнь такой, какая она есть, без критики и протеста;

·  неумение жить в данный момент, считая его главным в жизни;

·  наличие высоких жизненных притязаний, не соответствующих возможностям человека;

·  неумение найти место в жизни, которое позволяло бы получать удовлетворение от факта существования, от своей профессии и тем самым сохранить здоровье.

·  неумение противостоять стрессам;

·  отсутствие управления своими эмоциями;

·  неумение вырастить в себе и освоить эмоцию радости.

Выгорание не является неизбежным, а скорее должны быть предприняты профилактические шаги, которые могут предотвратить, ослабить или исключить его возникновение.

В связи с этим организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является одной из наиболее актуальных задач современной сис­темы образования, а проблема эмоциональной саморегуляции – одной из важнейших психолого-педагогических проблем, актуальных для личностного и профессионального развития современного педагога.

 

 

 

Рекомендации педагогам «Профилактики эмоционального выгорания педагогов»

hello_html_m6d3fa2b3.jpg

1.                     Регулярный отдых, баланс работа-досуг. «Выгорание» усиливается всякий раз, когда границы между работой и домом начинают стираться и работа занимает большую часть жизни. Необходимо иметь свободные вечера и выходные (не брать работу на дом).

2.                     Регулярные физические упражнения (как минимум 3 раза в неделю по 30 минут). Нужно искать такие виды активности, которые будут нравиться (прогулки, бег, танцы, велосипед, работа в саду, на дачном участке и т.д.), иначе они будут восприниматься как рутинные и не дадут должного эффекта.

3.                     Полноценный сон как важнейший фактор, редуцирующий стресс. Чтобы просыпаться отдохнувшими, в среднем необходимо спать 7-8 часов. Сон считается хорошим, когда люди просыпаются отдохнувшими, чувствуют себя энергичными днем и легко пробуждаются утром, когда звонит будильник.

4.                     Необходимо создание, поддержание «здорового рабочего окружения», когда осуществляется планирование очередности, срочности выполнения дел, управление своим временем и др. Организация своей работы: частые, короткие перерывы в работе (например, по 5 минут каждый час), которые более эффективны, чем редкие и длительные. На работу лучше приготовить легкий завтрак, чем голодать весь день и переедать по вечерам. Несколько глубоких вдохов с медленным выдохом могут противодействовать немедленной стрессовой реакции или панической атаке. Желательно сократить потребление кофеина (кофе, чай, шоколад, кола), так как кофеин является стимулятором, способствующим развитию стрессовой реакции. 

5.                     Необходимости делегировать ответственность (разделять ответственность за результат деятельности с коллегами, учениками). Выработка умения говорить «нет». Те люди, которые придерживаются позиции «чтобы что-то было сделано хорошо, надо это делать самому», напрямую идут к «выгоранию».

6.                     Наличие хобби и интересов вне работы позволяет снять напряжение, возникающее на работе. Желательно, чтобы хобби давало возможность расслабиться, отдохнуть.

 

Советы по профилактике эмоционального «выгорания»

·  Начните день с расслабляющего ритуала. Вместо того, чтобы сразу после пробуждения вылезать из постели, попробуйте проводить сеанс, по крайней мере, пятнадцати минутной медитации, делать лёгкие растягивающие упражнения, или читать что-то, что вас вдохновляет.

·  Начните питаться здоровой пищей, займитесь спортом и примите здоровые привычки сна. Правильное питание, регулярные занятия физической зарядкой, достаточный отдых позволит вам получить массу энергии, сделает вас более гибким для решения ежедневных задач и обязанностей.

·  Установите границы. Не перенапрягайте себя. Научитесь говорить «нет» в ответ на просьбы, которые отнимают у вас время и которые вам выполнять совершенно не хочется. Если вы находите это трудным, напомните себе, что один ответ нет, на нежеланную просьбу, освобождает время для того, чтобы сказать «да» чему-то более важному и более желанному.

·  Создайте ежедневный отдых от технологий. Установите время на каждый день, когда вы можете полностью отдохнуть от техники. Уберите ваш ноутбук, выключите телефон, перестаньте проверять электронную почту. Скройтесь от этой вечно шумящей и испускающей электромагнитные волны техники.

·  Питайте свою творческую сторону. Творчество является мощным противоядием от выгорания. Попробуйте что-то новое, начните забавный проект или возобновите любимое хобби. Выберите мероприятие, которое не имеет ничего общего с работой.

Упражнения для релаксации

1. Лежите спокойно примерно 2 минуты, глаза закрыты. Попытайтесь представить помещение, в котором находитесь. Сначала попробуйте мысленно обойти всю комнату вдоль стен, а затем проделайте путь по всему периметру тела — от головы до пяток и обратно.

2. Внимательно следите за своим дыханием, пассивно сознавая, что дышите через нос. Мысленно отметьте, что вдыхаемый воздух несколько холоднее выдыхаемого. Сосредоточьтесь на своем дыхании в течение 1-2 минут. Постарайтесь не думать ни о чем другом.

3. Сделайте неглубокий вдох и на мгновение задержите дыхание. Одновременно резко напрягите все мышцы на несколько секунд, стараясь почувствовать напряжение во всем теле. При выдохе расслабьтесь. Повторите 3 раза.

4. Затем полежите спокойно несколько минут, расслабившись и сосредоточившись на ощущении тяжести своего тела. Наслаждайтесь этим приятным ощущением.

Теперь выполняйте упражнения для отдельных частей тела — с попеременным напряжением и расслаблением.

5. Упражнение для мышц ног. Напрягите сразу все мышцы ног — от пяток до бедер. В течение нескольких секунд. фиксируйте напряженное состояние, стараясь прочувствовать напряжение, а затем расслабьте мышцы. Повторите 3 раза.

6. Затем полежите спокойно в течение нескольких минут, полностью расслабившись и ощущая тяжесть своих расслабленных ног.

Все звуки окружающей среды регистрируйте в сознании, но не воспринимайте. То же самое относится и к мыслям, однако не пытайтесь их побороть, их нужно только регистрировать.

7. Следующие упражнения идентичны упражнению, описанному выше, но относятся к другим мышцам тела: ягодичные мышцы, брюшной пресс, мышцы грудной клетки, мышцы рук, мышцы лица (губы, лоб).

8. В заключение мысленно «пробегитесь» по всем мышцам тела — не осталось ли где-нибудь хоть малейшего напряжения. Если да, то постарайтесь снять его, поскольку расслабление должно быть полным.

9. Завершая релаксационные упражнения, сделайте глубокий вдох, задержите дыхание и на мгновение напрягите мышцы всего тела: при выдохе расслабьте мышцы. Долго лежите на спине — спокойно, расслабившись, дыхание ровное, без задержек. Вы вновь обрели веру в свои силы, способны преодолеть стрессовую ситуацию — и возникает ощущение внутреннего спокойствия. После выполнения этих упражнений вы должны почувствовать себя отдохнувшим, полным сил и энергии.

 

Первая помощь при остром стрессе

Если мы неожиданно оказываемся в стрессовой ситуации (кто-то разозлил, заставил понервничать начальник или кто-то из домашних), у нас начинается острый стресс. Для начала нужно собрать в кулак всю свою волю и скомандовать себе: «Стоп!» — чтобы рез-"ко затормозить развитие острого стресса. Чтобы суметь выйти из состояния острого стресса, чтобы успокоиться, необходимо найти эффективный способ самопомощи. И тогда в критической ситуации, которая может возникнуть каждую минуту, мы сможем быстро сориентироваться, прибегнув к этому методу помощи при остром стрессе.

Перечислим некоторые советы, которые могут помочь выйти из состояния острого стресса.

1. Противострессовое дыхание. Медленно выполняйте глубокий вдох через нос; на пике вдоха на мгновение задержите дыхание, после чего сделайте выдох как можно медленнее. Это успокаивающее дыхание. Постарайтесь представить себе, что с каждым глубоким вдохом и продолжительным выдохом вы частично избавляетесь от стрессового напряжения.

2. Минутная релаксация. Расслабьте уголки рта, увлажните губы. Расслабьте плечи. Сосредоточьтесь на выражении своего лица и положении тела: помните, что они отражают ваши эмоции, мысли, внутреннее состояние. Вполне естественно, что вы не хотите, чтобы окружающие знали о вашем стрессовом состоянии. В этом случае вы можете изменить «язык лица и тела» путем расслабления мышц и глубокого дыхания.

3. Оглянитесь вокруг и внимательно осмотрите помещение, в котором вы находитесь. Обращайте внимание на мельчайшие детали, даже если вы их хорошо знаете. Медленно, не торопясь, мысленно переберите все предметы один за другим в определенной последовательности. Постарайтесь полностью сосредоточиться на этой «инвентаризации». Говорите мысленно самому себе: «Коричневый письменный стол, белые занавески, красная ваза для цветов» и т.д. Сосредоточившись на каждом отдельном предмете, вы отвлечетесь от внутреннего стрессового напряжения.

4. Если позволяют обстоятельства, покиньте помещение, в котором у вас возник острый стресс. Перейдите в другое, где никого нет, или выйдите на улицу, где сможете остаться наедине со своими мыслями. Разберите мысленно это помещение (если вы вышли на улицу, то окружающие дома, природу) «по косточкам», как описано в пункте 3.

5. Встаньте, ноги на ширине плеч, наклонитесь вперед и расслабьтесь. Голова, плечи и руки свободно свешиваются вниз. Дыхание спокойное. Фиксируйте это положение 1-2 минуты, после чего очень медленно поднимайте голову (так, чтобы она не закружилась).

6. Займитесь какой-нибудь деятельностью, все равно какой: начните стирать белье, мыть посуду или делать уборку. Секрет этого способа прост: любая деятельность, и особенно физический труд, в стрессовой ситуации играет роль громоотвода — помогает отвлечься от внутреннего напряжения.

7. Включите успокаивающую музыку, ту, которую вы любите. Постарайтесь вслушаться в нее, сконцентрироваться на ней (локальная концентрация). Помните, что концентрация на чем-то одном способствует полной релаксации, вызывает положительные эмоции.

8. Возьмите калькулятор или бумагу и карандаш и постарайтесь подсчитать, сколько дней вы живете на свете (число полных лет умножьте на 365, добавляя по одному дню на каждый високосный год, прибавьте количество дней, прошедшее с последнего дня рождения). Такая рациональная деятельность позволит вам переключить свое внимание. Постарайтесь вспомнить какой-нибудь особенно примечательный день вашей жизни. Вспомните его в мельчайших деталях, ничего не упуская. Попробуйте подсчитать, каким по счету был этот день вашей жизни.

9. Побеседуйте на какую-нибудь отвлеченную тему с любым человеком, находящимся рядом: соседом, товарищем по работе. Если же рядом никого нет, позвоните по телефону своему другу или подруге. Это своего рода отвлекающая деятельность, которая осуществляется «здесь и сейчас» и призвана вытеснить из вашего сознания внутренний диалог, насыщенный стрессом.

10. Проделайте несколько противострессовых дыхательных упражнений.

Теперь, взяв себя в руки, вы спокойно можете продолжить прерванную деятельность.

Условия расслабления

• Спокойная обстановка: тихий уголок — дома, на природе.

• Специальная методика расслабления.

• Пассивное состояние: полное освобождение от мыслей, переживаний.

• Позвольте мыслям свободно проплывать мимо вас.

• Учение Будды: перестать творить зло, делать добро и уметь останавливать ум.

• Удобная поза (положение, в котором можно некоторое время находиться комфортно): сидя в позе кучера или барина; лежа на горизонтальной плоскости.

• Регулярные занятия релаксацией.

 

Антистрессовые приемы

9 профилактических правил для всех и каждого

Наша жизнь набрала такой бешеный темп, что это начинает угрожать не только нервно-психическому, но и физическому здоровью людей. Ученые не перестают разрабатывать системы и методы, помогающие современному «цивилизованному» человеку не попасть в «стрессовый плен». Вот что, к примеру, рекомендуют австралийские специалисты.

1. Полдня в неделю нужно проводить так, как вам нравится: плавайте, танцуйте. Прогуливайтесь или же просто сидите на скамейке в парке. В общем, хватит отдавать себя только работе!

2. Не реже одного раза в день говорите самому дорогому для вас человеку теплые слова. Не сомневайтесь, что он (она) скажет вам в ответ то же самое. В нашем суровом мире одно сознание того, что вас кто-то любит, способно защитить от тяжелых срывов.

3. Два или три раза в неделю давайте себе физическую нагрузку. Упражнения не должны быть изматывающими, но если после занятий вам не понадобился душ, значит, вы что-то делали неправильно или же просто недостаточно тренировались.

4. Пейте побольше воды (не спиртных напитков!). Для того чтобы поддерживать тело в хорошей форме, следует выпивать только одной воды не менее 1-1,5 литра в день.

5. По меньшей мере раз в неделю занимайтесь тем, что вам вроде бы «вредно» (можно, к примеру, «чуть-чуть» нарушить диету, на которой вы сидите, побалуйте себя сладеньким или же ложитесь спать раньше либо позже, чем обычно). Следить за собой необходимо, но, когда это делается слишком серьезно, можно опасаться того, что вы станете ипохондриком.

6. Не позволяйте расхищать свою жизнь! Будет лучше, если некоторые письма останутся нераспечатанными, а телефонные звонки — без ответа. Бесцеремонные люди крадут часы (даже дни) вашей жизни и создают вам стрессы, заставляя делать то, что вам не нужно и не нравится.

7. Когда вы подавлены или рассержены, займитесь интенсивной физической работой: вскопайте огород, раскидайте сугробы, переставьте мебель или просто разбейте старые тарелки. Можете отправиться за город и покричать там. Подобные неадекватные поступки неплохо защищают человека от стрессов.

8. Съедайте хотя бы по одному банану в день. В них практически все витамины, много микроэлементов, к тому же они обладают высочайшей энергетической емкостью.

9. Купите (если у вас еще нет такого) телефонный аппарат с записывающим устройством (или так называемый АОН, высвечивающий или сообщающий голосом номер звонящего). Это позволит вам не дергаться из-за каждого звонка и сохранять действительно нужную для вас информацию.

 

 

Как экономно расходовать свои энергетические ресурсы в работе с людьми (рецепты В. В. Бойко)

• Жить с девизом «В целом все хорошо, все, что делается, – делается к лучшему». Неудовлетворительные обстоятельства на работе воспринимать как временное явление и пытаться изменить их к лучшему.

• Энергию недовольства направлять на дела, способствующие позитивным переменам, а не злословию и обидам.

• Замечать достижения в своей работе и чаще хвалить себя за них. Замечать свои успехи в отношениях с другими и радоваться достигнутым результатам. В выполняемой работе усматривать прежде всегосоциальный, гуманный, престижный смысл, а не конкретные и малоприятные функциональные обязанности.

• Находить источники вдохновения в каждом осуществляемом замысле. Тратить время и энергию на осмысление целей и средств их достижения, а не на исправление непродуманных действий и ошибок.

• Организовать свою работу так, чтобы исключить ненужные и раздражающие обращения окружающих.

• Просьбы, советы, требования, обращенные к кому–либо, следует произносить достаточно громко и отчетливо, предварительно убедившись, что партнер в состоянии их воспринять.

• Не «пережевывать» в уме случившиеся конфликты или допущенные ошибки. Осознать причину, сделать выводы, найти выход, но не прокручивать в сознании. Если возникла проблема или назрел конфликт, решать своевременно, обдуманно и спокойно.

• Не вспоминать на работе о неприятностях личной жизни и не обсуждать их с коллегами.

• Дольше и чаще общаться с людьми, которые приятны, быть с ними открытыми, искренними и естественными.

• Мягко и незаметно ограничивать общение с теми, кто неприятен, оставаясь с ними приветливыми и внимательными.

• Использовать техники снижения эмоционального напряжения.

свернуть

Ребенок кусается в детском саду

Одним из самых болезненных конфликтов в детских садах является кусание одним из малышей других детей. Болезненной эта ситуация является на всех уровнях: физическом, психологическом и социальном. С физическим уровнем понятно – это боль, следы от укусов.

Психологический аспект выражается не только  в страхе укушенных детей идти в садик после укуса, но и в эмоциональном напряжении малыша, который кусается. Родители испытывают чувство жалости, возмущения, раздражения и стремятся защитить своих детей от укусов. С другой стороны, родители кусающегося малыша сначала испытывают чувство вины, сожаления и бессилия, а затем, по мере возрастания давления на них и на малыша, также начинают его защищать, испытывая при этом уже более негативные эмоции.

Этот конфликт является социальным, так как охватывает разные социальные группы:  коллектив детского сада, представляющий собой систему воспитания и образования, детей, родителей и государственные институты гармоничного здорового развития.  К сожалению, реальной помощи детям с теми или иными отклонениями в поведении садик оказать не в силе. Ведь для этого требуется индивидуальный подход и организация сопутствующей среды для коррекции поведения ребёнка, а в условиях старой системы образования и воспитания это, практически, невозможно. Воспитатель и нянечка на 15 малышей – как тут уследить, чтобы никого не укусили, ведь укус – это секундное дело. В идеальном варианте с таким ребёнком должен постоянно работать педагог. Почему такой практики не наблюдается? Наша система образования и воспитания рассчитана на среднестатистического ребёнка, а для того, чтобы работать более индивидуально, необходимо увеличить количество воспитателей, психологов, логопедов, повышать зарплаты, обучать персонал и прочее.

В итоге, чаще всего ситуацию с кусающимся ребёнком решает «время» - ребёнок перестаёт кусаться после периода адаптации,  взрослеет и начинает использовать более приемлемые способы защиты своего пространства. 

Почему же дети кусаются? Что делать, если ребёнок начал кусаться в детском коллективе или дома? Попробуем в этом разобраться.

Ситуации, в которых один малыш кусает другого, очень разнообразны: от явного конфликта за игрушку до скрытой борьбы за внимание, за место в коллективе. За каждым укусом стоит реальная потребность ребёнка: потребность в защите своей территории, потребность в самоутверждении среди сверстников, потребность во внимании и прочее. Однако, далеко не все дети при удовлетворении своих потребностей используют  такой «зубастый» способ.

Способ снятия своего эмоционального напряжения через укус  может войти в арсенал ребёнка и  через подражание. Например, ребёнок смотрит мультфильм. Собачка, опасаясь за свою косточку, клацает зубами перед другой собачкой. Маленький ребёнок воспринимает мультик на уровне эмоций, а не на уровне смыслов. Эмоционально вживаясь в мультик, малыш невольно становится соучастником всех происходящих в нём действий.

Психологи в таких случаях моделируют стрессовые ситуации, подобные тем, в которых ребёнок кусается, и сразу же в игре начинают обучать его действовать по-другому. В результате таких тренировок ребёнок постепенно адаптируется к конфликтным ситуациям, не слетая на инстинктивные защитные реакции.

В этот же период необходимо демонстрировать ребёнку другие варианты взаимодействия с детьми, обучать новым играм, новым умениям. Одной из самых больших трудностей при работе с такими детьми, является то, что вокруг ребёнка создаётся атмосфера негатива, напряжения, иногда даже «травли». Малыша постоянно ругают, делают замечания, просят, чтобы он так больше не делал, а то…Взрослым необходимо понять, что все эти действия они совершают от собственного бессилия, а не для того, чтобы реально помочь ребёнку. Наоборот, такому ребёнку нужно на время адаптации давать больше ласки, носить на ручках, целовать, давать больше приятных эмоционально окрашенных впечатлений, хвалить. Тогда кусаться ребёнок перестаёт намного быстрее. Это те моменты, которые может обеспечить малышу добрый, любящий воспитатель. В расслабленной, дружелюбной атмосфере степень психологического дискомфорта у ребёнка автоматически снижается и остаётся больше ресурсов для преодоления трудностей.

Дома необходимо давать ребёнку возможность выплеснуть невыработанную энергию, напряжение: покричать, покривляться, покидаться подушками, побороться и прочее. Если ребёнок начал кусаться при адаптации в садике, старайтесь забирать его пораньше, чтобы снизить психическую нагрузку.

Желаю нам всем понимания и терпения в этой непростой ситуации!

                            

свернуть